МААМ-картинки

Фрагмент системы контрольно-измерительных материалов для реализации педагогического диагностирования детей средней группы

попова светлана леонидовна
Фрагмент системы контрольно-измерительных материалов для реализации педагогического диагностирования детей средней группы

Пояснительная записка

Нормативным и целевым основанием контрольно-измерительных материалов стал Приказ № 30384 от 14 ноября 2014 года «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который определяет педагогическое диагностирование, как «оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанную с оценкой эффективности педагогических действий и лежащую в основе их дальнейшего планирования» (ФГОС ДО). По ФГОС ДО, результаты педагогической диагностики могут использоваться для

Публикация «Фрагмент системы контрольно-измерительных материалов для реализации педагогического диагностирования детей средней группы» размещена в разделах

индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

оптимизации работы с группой детей.

Цель предложенного фрагмента контрольно-измерительных материалов – обоснование и представление в системе методики и инструмента педагогического диагностирования детей средней группы (3-4 года).

Данный фрагмент контрольно-измерительных материалов основан на универсальных принципах диагностирования : последовательность, преемственность, доступность методик и процедур, соответствие заданий возрастным и индивидуальным особенностям развития дошкольников, наличие оценочной альтернативы и прогностичности результатов.

Показатели контрольно-измерительных материалов основаны на содержании психолого-педагогической работы, представленной в Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Показатели разработаны для исследования уровня развития детей в таких разделах образовательных областей, как изобразительная деятельность, конструктивно-модельная деятельность «Художественно-эстетическое развитие»; формирование элементарных математических представлений «Познавательное развитие». Им соответствуют диагностические задания (методы, которые имеют подробное описание в приложении. Основными методами педагогического диагностирования, предложенными в рассматриваемых материалах, являются: беседа, игра.

Методологической основой оценочных критериев педагогического диагностирования выступают главные принципы теории Л. С. Выготского о зонах развития в онтогенезе. Он разделял процесс развития на три динамичные зоны:

• ЗАР – зона актуального развития – те знания и умения, которыми владеет ребёнок, и может проявить их самостоятельно, без помощи взрослого;

• ЗБР – зона ближайшего развития – те знания и умения, которыми ребёнок не владеет, но может овладеть с помощью взрослого в данный момент времени;

• ЗНР – зона неопределённого развития – это остальное пространство познания, которое постепенно станет достоянием ребёнка. Это такие знания и умения, которыми ребёнок не владеет, и овладеть на данный момент не может.

Критерии оценочной шкалы педагогического диагностирования предполагают разную степень проявления детской самостоятельности и выражаются в баллах:

• 4 балла – ребёнок демонстрирует все предложенные показатели, не нуждаясь в направляющей помощи взрослого; правильно отвечает на вопросы, понимая их смысл и содержание; самостоятельно выполняет предложенный спектр заданий (ЗАР).

• 3 балла – ребёнок демонстрирует большинство предложенных показателей; отвечает практически на все вопросы правильно и выполняет задания, допуская небольшой объём направляющей помощи взрослого (ЗБР 1).

• 2 балла – ребёнок нуждается в направляющей и корректирующей помощи взрослого; допускает ошибки при выполнении диагностических заданий; демонстрирует уровень самостоятельности ниже среднего (ЗБР 2).

• 1 балл – ребёнок при выполнении заданий и в повседневной практике демонстрирует минимальный объём самостоятельности; практически все умения и навыки, предполагаемые аналитическим показателем, находятся в стадии формирования (ЗНР).

В процессе интерпретации результатов педагогического диагностирования следует переводить полученные баллы в уровневую шкалу.

• 4 балла – высокий уровень;

• 3 балла – высокий уровень;

• 2 балла – средний уровень;

• 1 балл – низкий уровень.

Контрольно-измерительные материалы содержат три основных раздела:

• вводный – «Пояснительная записка»,

• содержательный – «Инструмент для педагогического диагностирования детей старшего дошкольного возраста»,

• дополнительный – «Приложения».

В приложении 1 представлена методика выполнения диагностических заданий;

в приложении 2 – «Примерная таблица фиксирования данных»; в приложении 3 – «Шаблон аналитического отчёта педагогической диагностики».

Инструмент педагогического диагностирования

Образовательная область, раздел Показатель

Инструмент (метод)

1. «Художественно-эстетическое», изобразительная деятельность

1. Ребенок знает и называет формы предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная, величине, расположение частей. Дидактическая игра «Какой формы кукла Маша приготовила печенье»

(приложение 1.1)

2. Ребенок умеет правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения. Рисование «Нарисуем лисичке цветочек»

(приложение 1.2)

3. Ребенок умеет закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки — концом ворса кисти. Рисование «Украсим домик зайчика»

(приложение 1.3)

4. Ребенок умеет начисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. Игра «Медвежонок и его рисунок»

(приложение 1.4)

2. «Художественно-эстетическое развитие»,

конструктивно-модельная

деятельность 1. Ребенок умеет создавать постройки разной конструктивной сложности (гараж для нескольких машин, дом в 2-3 этажа, широкий мост и т. д) Игра «Построй машинам гараж»

(приложение 1.5)

2. Ребенок умеет сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек. Игра «Дом мечты»

(приложение 1.6)

3. Ребенок различает и называет строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок) Беседа «Что в руках?»

(приложение 1.7)

4. Ребенок умеет использовать в сюжетной - ролевой игре постройки из строительного материала. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

(приложение 1.8)

3. «Познавательное развитие», формирование элементарных математических представлений 1. Ребенок умеет считать до 5 (на основе наглядности, пользуясь правильными приемами счета: называет числительные по порядку; соотносит каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относит последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например, «Один, два, три — всего три кружка» Дидактическая игра «Сколько кубиков на столе?»

(приложение 1.9)

2. Ребенок умеет сравнивать предметы по двум признакам величины (красная

лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего). Игра «какой шарф надеть Свете?»

(приложение 1.10)

3. Ребенок умеет различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны. Беседа «Страна прямоугольника»

(приложение 1.11)

4. Ребенок умеет на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве. Беседа «Морковка для зайчика»

(приложение 1.12)

Приложение 1

Диагностические задания

1. Дидактическая игра «Какой формы кукла Маша приготовила печенье»

Цель: выявление у ребенка знания и умения называть формы предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная, величине, расположение частей.

Стимульный материал : кукла Маша, печенье разной формы и величины.

Описание: воспитатель встречает куклу Машу, которая приготовила печенье, она предлагает ребятам рассмотреть их и назвать какой формы и величины эти печенья? Ведь сама Маша и догадаться не могла, что ее печенья получились определённой формы и величины.

2. Рисование «Нарисуем лисички цветочек»

Цель: выявление умения правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения.

Стимульный материал : белый лист формата А4, карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, неполный шаблон цветка.

Описание: воспитатель предлагает дорисовать цветочек для лисички и раскрасить его разными канцелярскими принадлежностями (красками, карандашом, фломастером, цветным мелком).

3. Рисование «Украсим домик зайчика»

Цель: выявление умения закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки — концом ворса кисти.

Стимульный материал : карандаши, фломастеры, краски, кисти, черно-белый домик, зайчик.

Описание: воспитатель рассказывает детям о том, что зайчик построил новый дом, но он черно-белый. Воспитатель предлагает украсить домик зайчика красками, карандашами и фломастерами.

4. Игра «Медвежонок и его рисунок»

Цель: выявление умения начисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета.

Стимульный материал : кисть, медвежонок, краски, баночка.

Описание: в гости приходит медвежонок, он хочет своей маме нарисовать рисунок красками, но у него не получается, все цвета смешиваться, и он не понимает в чем дело. Воспитатель предлагает детям показать и рассказать медвежонку, как правильно промывать кисть от предыдущей краски, что бы цвета на листе бумаги не смешивались.

5. Игра «Построй машинам гараж»

Цель: выявление умения создавать постройки разной конструктивной сложности (гараж для нескольких машин)

Стимульный материал : конструктор

Описание: воспитатель рассказывает детям, что есть машины, которым нельзя стоять на улице, от сильного холода они могут сломаться, особенно стоят на месте очень долгое время. Воспитатель предлагает для этих машин построить гараж из конструктора.

6. Игра «Дом мечты»

Цель: выявление умения сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.

Стимульный материал : конструктор

Описание: воспитатель предлагает подумать и построить такой дом, в котором они бы хотели жить.

7. Беседа на тему «Что в руках»

Цель: уметь различает и называет строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок)

Стимульный материал : детали конструктора

Описание. Дети, сегодня я шла на работу и возле двери нашей группы нашла вот эту большую коробку. Давайте посмотрим, что у нее внутри. -Верно ребята — это конструктор. -Давайте посмотрим, какие детали находятся в коробке и попробуем их назвать. Только будьте очень внимательными. -Я буду вам загадывать загадку, а отгадку нужно будет найти в коробке и всем показать -Что это за деталь, ребята:

Все стороны у него – квадраты? (куб)

-А какая это деталь? Верно кирпичик

-А это какая? Верно брусок

-Назовите последнюю деталь, которая осталась в коробке?

-Верно это пластина

8. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Цель: уметь использовать в сюжетной - ролевой игре постройки из строительного материала

Стимульный материал : - детская мебель; - детская посуда; -куклы;

Описание: Детям предлагается построить новый детский сад для кукол, так как они не попали в детский садик. Воспитатель обговаривает с детьми, из каких помещений состоит детский сад, и предлагает ребятам разбиться на команды и построить (спальню, группу, кухню, музыкальный зал, физкультурный зал).

Воспитатель помогает и направляет детей, самое главное правильно распределить пространство для постройки. Затем помещения обустраиваются соответствующими атрибутами, и дети самостоятельно развивают сюжетную линию.

9. Дидактическая игра «Сколько кубиков лежит на столе?»

Цель: Закреплять знания в счете до 5

Стимульный материал : кубики

Описание: воспитатель принес в группу коробку с кубиками и выложил их на стол. На каждую подгруппу определенное количество. Затем воспитатель предлагает детям объединиться в подгруппы и узнать сколько кубиков лежит на столе

10. Игра «Какой шарф надеть Свете?»

Цель: формирование у детей сравнивать предметы по ширине в процессе индивидуальной работы

Стимульный материал : изображения широкого шарфика и узкого шарфика на А4

Описание. Ваня, посмотри, что здесь изображено? Верно, шарфики! Ваня, у зайчика случилась беда, он не знает какой шарф ему надеть, ему нужен широкий шарфик, поможем нашему зайчику? Хорошо, посмотри внимательно, какого цвета шарфики? Верно, красного и синего. А что еще на шарфиках изображено? Правильно, полоски. Красный шарфик шире, а синий шарфик уже. Как ты думаешь, какой шарфик подойдёт нашему зайчику? Верно, красный! А почему? Правильно, красные шарфик шире, чем синий, а синий шарфик уже, чем красный. Молодец, ты помог зайчику, благодаря тебе, зайчик знает какой шарфик ему нужно надеть!

11. Беседа на тему «Страна прямоугольника»

Цель: уметь различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны

Стимульный материал : фигуры прямоугольник и квадрат

Описание: Ребята, сейчас я вам расскажу сказку, слушайте меня внимательно. Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей. Форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, все хвалилась "Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете". Воспитатель показывает фигуру сказочного квадрата и просит детей назвать фигуру (квадрат). Как вы узнали? (стороны равны, углы прямые). Чтобы проверить, дети измеряют стороны квадрата с помощью условной мерки. Детям предлагают найти квадрат среди геометрических фигур на столе и проверить равенство сторон методом приложения. При помощи угольника проверяется, что углы у квадрата прямые.

Ходил квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и потрудиться в хорошей компании. И решил квадрат поискать родственников. "Если встречу родственника, то сразу его узнаю. Думал Квадрат, - ведь он должен быть похож на меня" Однажды он встретил на пути такую фигуру (воспитатель показывает сказочный прямоугольник) Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое. "Как тебя зовут?" - спрашивает. Узнали, дети? (Это прямоугольник) Почему он так называется? (У него все углы прямые)

Сегодня мы с вами будем учиться различать прямоугольник и квадрат (выставить на доску). Положите перед собой квадрат, обведите его пальчиком, скажите, у него есть стороны? Сколько их? А углы? Сколько их? А теперь обведем прямоугольник. У прямоугольника есть стороны? Сколько их? А углы? Сколько их? Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата? Как можно проверить? (Наложить). Что теперь мы видим? Что можем сказать?

воспитатель предполагает детям с помощью условной мерки измерить длину сторон прямоугольника и подводит детей к выводу о том, что у прямоугольника стороны, которые лежат одна против другой, равны. Тем же способом, что и у квадрата, проверяются углы. Совместно с воспитателем дети делают вывод об отличии квадрата от прямоугольника (у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника только противоположные)

12. Беседа на тему «Морковка для зайчика»

Цель: учить на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

Стимульный материал : 5 картинок зайчиков и 5 картинок морковки

Описание: Воспитатель на мольберте в одном углу разложил зайчиков, в другом углу морковки. Ставит мольберт перед детьми. Ребята посмотрите, что у нас есть. Верно это зайчики и морковки. А они одного размера? А сколько их? А как вы думаете всем ли зайчикам хватит морковки? Давайте с вами узнаем и с помощью счета установим равенство или неравенство предметов.

Публикации по теме:

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Детский мастер-класс по аппликации с использованием нетрадиционных материалов «Кудрявая березка» для детей средней группыДетский мастер-класс по аппликации с использованием нетрадиционных материалов «Кудрявая березка» для детей средней группы К Дню березы на МААМ. Детский мастер-класс "Кудрявая березка" для детей средней группы. Цель: учить выполнять полу-объемную поделку.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Фотоотчет реализации социально-педагогического проекта «Игры нашего детства»Фотоотчет реализации социально-педагогического проекта «Игры нашего детства» Итоги реализации проекта «Игры нашего детства Вот и завершился социально-педагогический проект «Игры нашего детства», который был реализован.

Фотоотчёт реализации педагогического проекта «Пасха» в группе раннего возраста.Фотоотчёт реализации педагогического проекта «Пасха» в группе раннего возраста. Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение единства России, духовное оздоровление общества. Уникальным ресурсом в решении этой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Фрагмент системы контрольно-измерительных материалов для реализации педагогического диагностирования детей средней группы
Опубликовано: 26 июня 2024 в 19:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фрагмент системы контрольно-измерительных материалов для реализации педагогического диагностирования детей средней группы» (включая файлы) размещена пользователем попова светлана леонидовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 сентября. Осенний день здоровья. Папка-передвижка «Профилактика гриппа и простуды»

Смена сезонов — это всегда нагрузка для иммунитета. Как уберечь ребенка от простудных заболеваний осенью? Теме укрепления детского здоровья в осенний период посвящен сегодняшний праздник.

5 сентября. Международный день благотворительности. Передвижка «Воспитание добротой»

Международный день благотворительности празднуется 5 сентября. Дата выбрана не случайно — это день кончины известной благотворительницы, матери Терезы, которая в 1979 году была награждена Нобелевской...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД