Анна Мачнева
Фрагмент рабочей программы воспитателя ДОО. Методическая разработка «Где прячутся буквы?»
▼ Скачать + Заказать документы
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО
Методическая разработка
Тема: «Где прячутся буквы?»
Выполнил
слушатель курсов
повышения квалификации
воспитателей ДОО,
Мачнева А. В.
(МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 47»
г. Воронеж)
ВОРОНЕЖ 2016
Пояснительная записка
Возрастные особенности воспитанников группы :
Публикация «Фрагмент рабочей программы воспитателя ДОО, Методическая разработка „Где прячутся буквы?“» размещена в разделах
В целом ребенок 7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.
Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек – это такой, который, всем помогает и хорошо относится, защищает слабых») и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова «экономный» и отрицательную - слова «жадный». Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.
Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной, к другой. Могут вступать во взаимодействия с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роли (например, медсестра выполняет распоряжения врача, но пациенты, в свою очередь выполняют ее указания). Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда Может быть украшена различными деталями.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях.
Качественные изменения в этом возрасте происходят в поведении дошкольников – формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д., как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной, работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Все это - обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы eгo воплощения
Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр., в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей.
Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Общее количество детей посещающих подготовительную группу №10 – 31 человека. Из них 18 мальчиков и 13 девочек. 3 детей с выраженным нарушением речи. Из них 4 из неполных и неблагополучных семей.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Тема: «Где прячутся буквы?»
Цель: - развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Задачи:
Образовательные – формирование разных структурных уровней системы языка – (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
Общеразвивающие – формирование личности ребенка-дошкольника: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка
Воспитательные – воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми во время игры, культуру речевого общения; учить детей снимать психическое и эмоциональное напряжение.
Планируемые результаты образовательной деятельности:
- ребенок способен использовать речь для выражения своих мыслей и построения речевого высказывания в ситуации общения;
- может выделять звуки в словах, у ребенка формируются предпосылки грамотности;
- развита крупная и мелкая моторика;
- способен к волевым усилиям, умеет подчиняться разным правилам;
- проявляет инициативу и самостоятельность в общении, обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением;
- самостоятельное решение поставленных перед детьми задач.
Фрагмент рабочей программы
в соответствии с проектом ФГОС ДО и спецификой Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» в подготовительной группе
Содержание образовательной деятельности в рамках реализации образовательных тем
Образовательная тема недели: «Где прячутся буквы?»
Дни недели Приоритетные виды детской деятельности Непосредственно-образовательная деятельность детей и взрослых Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности Индивидуальная непосредственно-образовательная деятельность детей (виды деятельности и соответствующие формы работы) Проектирование
предметно-пространственной
среды в рамках реализации образовательной темы Взаимодействие с родителями/
социальными партнерами
Понедельник
Физическое развитие Организация НОД на основе двигательной деятельности в интеграции с игровой деятельностью Тема дня: «Где гуляла буква Ж?»
(интегрирует с занятием инструктора по физической культуре)
Ходьба по дорожкам здоровья; лазанье на гимнастическую стенку; ходьба с преодолением препятствий
Работа по звуковой культуре речи (з,ш,ч)
Отгадывание загадок
Разучивание чистоговорок, скороговорок
П/И «Беги к букве»
Прием детей
Утренняя гимнастика
Рассказ воспитателя о «Маленькой букве Ж»
Д/И «Назови слова, где есть звук Ж»
Физминутка: «Зеленый жучок»
Просмотр презентации «Где прячется звук Ж»
А. С. Пушкин
Гонимы вешними лучами,
С окрестных мест уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые поля.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса
Ещё прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
Осмотр участка
Цель: отметить изменения, произошедшие на участке с приходом весны.
• Каким участок был в марте?
• Каким стал теперь?
• Почему он кажется больше и светлее?
• Куда исчезли сугробы и горка?
• Почему на участке появились огромные лужи?
П/и Следопыты» - двигательная активность, ориентировка на местности.
Примета месяца:
• Солнышко с апрельской горки в лето катится.
Загадка: В этот месяц, что ни год,
Половодье – лёд идёт.
Почки клювы раскрывают,
Пчёлы ищут первый мёд.
(апрель)
Труд: собираем талую воду для поливки комнатных растений.
Упражнения на координацию движений «Сломанный мост»;
Работа над выразительностью чтения
ППС насыщена предметами по данной теме.
Выставка литературных произведений
Презентация
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста».
Вторник
Речевое развитие Организация НОД на основе восприятия художественной литературы в интеграции с изобразительной деятельностью Тема дня: «Звуки, буквы и слова»
Рассматривание предметных картинок на слайдах и кубиков с буквами
Игровые упражнения «Угадай и покажи»,
«Цепочка слов»
Физминутка - релаксация «Хорошо» Прием детей
Утренняя гимнастика
Игра «Раздели правильно»,
«Придумай слово на «ик»»
Игра «Мое имя»
Д/И «Угадай и покажи»
Игра «Гласные и согласные звуки»
Лепка из соленого теста своего имени
Наблюдение за увеличением светового дня
Цель: отметить изменение произошедшее в природе с увеличением светового дня.
(отметить изменение пути солнца; вывод: день стал прибавляться)
А. Плещеев
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Д/и «Отгадай, мы загадаем» - воображение, память, мышление.
Примета месяца:
• Не ломай печи – ещё апрель на дворе.
Труд: собираем талую воду для поливки комнатных растений.
Закрепление навыков составления описательного рассказа
Упр. на развитие связной речи; дифференциацию звуков речи
Кубики с буквами, предметные картинки, мяч среднего размера, корзиночки, грибочки, музыкальный центр, буквы
Соленое тесто красного и синего цвета Консультация «Роль устного народного творчества в развитии словаря ребенка»
Среда
Познавательное развитие Организация НОД на основе познавательно-исследовательской деятельности в интеграции с элементарной трудовой деятельностью Тема дня : «Гласные звуки»
Д/И «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Чудесный мешочек»
Отгадывание загадок Прием детей
Утренняя гимнастика
Рассматривание звуковичков и угадывание букв по артикуляции губ
Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»
Физминутка «Дождик»
Звукобуквенный анализ слова АУ
Наблюдение за первым весенним дождём
Цель: обобщить представление о сезонном явлении – дождём.
Рисуем мелками дождик на веранде.
Упражнение «Через ручеёк» - прыжки.
Словарн. работа : дождь (какой) – сильный, тёплый, весенний и т. д. ; (что делает) – идёт, стучит, льёт и т. д.
Примета месяца:
• Апрель с водой – май с травой.
В марте ещё робкие признаки весны – звонкая капель, проталины на полях, первые ручейки. Другое дело – апрель. Света и тепла больше. Быстро тают последние сугробы. Апрель – весна воды. В апреле издавна говорят: «Апрель всех напоит».
Труд: собираем талую воду для поливки комнатных растений.
Опыт
Рассмотреть лужи. С каждым днём лужа становится всё меньше и меньше. Куда исчезает вода? (испаряется)
П/и «Ходят капельки по кругу» - закрепить знания о круговороте воды в природе.
Рисование по замыслу
СРИ «Дочки-матери»
«Доктор», «Кафе» Музыка из м/ф «Маша и медведь» : «Про следы», Три желания», знаки-символы звуков (звуковички, кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, большая картинка с изображением игрушек, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, нарисованная корзина с грибами, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.
Советы родителям «На какие вопросы должен уметь отвечать ребенок в 6 лет?»
Четверг
Социально-коммуникативное развитие Организация НОД на основе конструирования в интеграции с коммуникативной деятельностью Тема дня: «Пересказ сказки Лиса и Козел»
Беседа с детьми о том, какие уже они знают сказки? Прием детей
Утренняя гимнастика
Знакомство с творчеством К. Д. Ушинского
Чтение сказки, обсуждение прочитанного по вопросам
Игра: «Скажи по - другому»
Пересказ сказки по ролям
Инсценировка сказки «Лиса и козел»
Наблюдение за состоянием погоды
Цель: отметить состояние погоды; изменения, которые произошли.
Б. Заходер
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
На поляне, у тропинки
Пробиваются травинки,
С бугорка ручей бежит,
А под ёлкой снег лежит.
Речев. логич. задача «Что случилось?» - природные явления.
Примета месяца:
• Апрельский цветок ломает снежок.
Труд: собираем сухие ветки.
Рассматривание иллюстраций в книгах
Закрепление навыков перессказа
Подбор художественных произведений и русских народных сказок
Маски Советы родителям «Развитие речи и звукопроизношения детей 6-7 лет»
Пятница
Художественно-эстетическое развитие Организация НОД на основе музыкальной деятельности в интеграции с игровой (двигательной) деятельностью Тема дня: «Путешствие в сказку Гуси-Лебеди»
Отгадывание загадок
(интегрирует с занятием музыкального руководителя) Прием детей
Утренняя гимнастика
Просмотр отрывка из сказки, обсуждение по вопросам воспитателя
Физминутка «Видят глазки все вокруг»
Раскрашивание пирожков из печки гуашью с использованием различных видов росписи
Пальчиковая гимнастика : «Дружные ребята»
Выполнение заданий по слайдам
Наблюдение за первой весенней травой
Цель: обратить внимание на появление травы, первоцветов.
Б. Заходер
На поляне, у тропинки
Пробиваются травинки,
С бугорка ручей бежит,
А под ёлкой снег лежит.
( лесные цветы: пролеска, ветреница, фиалка, гусиный лук, мать – и мачеха; садовые: пион, лилия и др.)
Д\и «Узнай цветок» - называть весенние цветы.
Труд: чистим участок от прошлогодних листьев.
Рисование по замыслу
Упражнения в звукопроизношении с некоторыми детьми
Выставка литературных произведений
Презентация
Альбомные листы, гуашь, кисти
Предметы с различными видами росписи «Советы логопеда» - «Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи»
Итоговое мероприятие
«Путешествие в буквоград»
Итоговое мероприятие «Путешествие в буквоград»
Цель: Дать первоначальные знания детям об основах грамоты и подготовить детей к школе
Задачи:
Образовательные - закреплять умения составлять слова и подбирать к ним схемы, учить составлять предложения с заданными словами, учить находить родственные слова, закреплять навык преобразования слов;
Общеразвивающие - развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление, речевое дыхание;
Воспитательные - воспитывать умение работать самостоятельно и в группе.
Предварительная работа : повторение понятий «Звук», «Буква», работа с предложениями, звукобуквенным и звукослоговым анализом слов, знакомство со словообразованием, антонимами, с понятием «Родственные слова», отработка навыков четкого произношения и различения звуков на слух.
Материал:
демонстрационный: карточки со словами-матрешками, составные части предложения, мяч со слогами, вывески с пропущенными буквами, корона для принцессы
раздаточный: слоги для составления слов, схемы к ним, конверты с буквами
Ход занятия
-Сегодня, ребята, я приглашаю вас в необыкновенный город. Хотите? Тогда нам нужно пройти по дорожке, которая веден в волшебный город и прочитать название этого города (Буквоград). Это город, в котором живут буквы и звуки. Но что-то тут не так! Здесь что-то произошло!
(рассматривают город, обращает внимание на беспорядок в буквах, словах)
Дети садятся.
- Тише, тише, ребята буквы что-то шепчут мне….ах, вот, что! Ребята, оказывается в этом городе жила принцесса, но ее украл злой Буквоед, даже имя ее украл. Поэтому в городе беспорядок. Но у него есть условие: он вернет принцессу, если мы выполним все задания, которые он приготовил. За каждое выполненное задание мы получим конверт с буквой. В конце из букв сложится имя принцессы. Поможем, ребята? Сейчас мы разделимся с вами на две команды.
Детям даются задания. 1. Буквоед спрашивает, можем ли мы придумать слова с определенными слогами, которые покажет нам волшебный мяч.
(подбрасывается мяч и на выпавший слог дети придумывают слова)
Молодцы ребята! Много слов придумали! За это вы получаете конверт с первой заветной буквой.
2. А сейчас, новое задание. Вам необходимо будет составить слово из букв и слогов и подобрать нужные схемы.
- Умнички! Вот вам вторая заветная буква!
Физкультминутка-чистоговорка:
Хот-хот-хот вот и кончился поход (дети хлопают в ладоши)
Ка-ка-ка – путь-дорожка далека (ударяют ладонями по коленям)
Ки-ки-ки – отдохну я у реки (делают скользящие движения ладоней друг о друга)
Ке-ке-ке – поймаю рыбу я в реке (прижимают ладони друг к другу и поворачивают их вправо-влево)
Ха-ха-ха – будет вкусная уха (водят указательным пальцем одной руки по ладони другой «варят»)
3. Следующее задание посложнее. Будьте внимательны. Вам буду показывать слова-матрешки, а вы найдете спрятанные слова.
- молодцы! Вы справились и с этим сложным заданием.
(дети встают в круг)
4. А сейчас, давайте поиграем в слова-антонимы. Я кидаю вам мяч, называю слово, а вы возвращаете мне мячик и говорите противоположные по смыслу слова.
Дыхательная физкультминутка «Снегирек»
Сел на ветку снегирек (дети взмахивают кистями рук)
Ф-ф, ф-ф, (коротко, активно выдыхают)
Брызнул дождик – он промок (ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой)
Ф-ф, ф-ф, (коротко, мягко выдыхают)
Ветерок, подуй слегка, обсуши нам снегирька! (качают поднятыми руками над головой.
Ф-ф, ф-ф, (продолжительно выдыхают)
5. Вот вам следующее задание. Послушайте стихотворения и назовите слова, в которых заблудился звук.
Жил в лесу один чудак,
Разводил в саду он лак (мак)
Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли шапки (лапки)
Не учил уроки, а играл в футбол,
От того в тетради появился гол (кол)
Под березами, где тень
Притаился старый день (пень)
Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку)
Усатый кит сидит на печке,
Выбрав теплое местечко (кот)
Синее море перед нами,
Летают майки над волнами (чайки)
6. А теперь сложное задание. Каждая команда из слов составит предложение и получит свою пословицу.
«Азбука к мудрости ступенька»
«Знание лучше богатства»
Объясните смысл этих пословиц.
- Молодцы, ребята. Хорошо справились!
Вот мы и собрали все конверты с буквами, и мы сможем узнать имя Принцессы. Какое имя у вас получилось? Правильно, конечно это Азбука!
(звучит таинственная музыка). Ребята, чудо произошло! Вы освободили меня! Теперь в моем родном городе наступит порядок.
Вам, наверное, пришлось потрудиться, вспомнить все свои знания. Какие же задания придумал Буквоед? Что вы делали? (ответы детей) Что для вас было самое сложное? Спасибо вам ребята, что не побоялись сложных заданий злого Буквоеда и со всем справились! Я тоже подарю вам свой подарок. Эта Азбука поможет вам пополнять свои знания. Мы с вами не прощаемся, будем дружить и еще не раз встретимся! Счастливо, вам ребята.
- А теперь, ребята, нам пора возвращаться в наш детский сад. Мы еще не раз вернемся в этот чудный город!
(дети возвращаются по дорожке в детский сад)