Татьяна Корепанова
Фрагмент прогулки «Наблюдение за грибами»
▼ Скачать + Заказать документы
Вышли мы как-то с детьми в конце августа на очередную прогулку. Было запланировано наблюдение за клумбой с целью выявления произошедших перемен с цветами. За клумбой мы понаблюдали, что хотели – выяснили, и я отпустила детей поиграть самостоятельно.
Через какое-то время прибегает Марк и кричит: «Я нашёл грибы, пойдёмте смотреть!» Ну как отказаться от такого приглашения? Пока наблюдали, начала спрашивать детей, что они знают о грибах.
Публикация «Фрагмент прогулки „Наблюдение за грибами“» размещена в разделах
Марк захотел взять гриб в руки. Я сначала сомневалась – вдруг ядовитый. Вспомнила популярные ядовитые грибы (хожу за грибами, поэтому более-менее в них разбираюсь, на них было не похоже. Разрешила, но только чтобы сфотографироваться, а потом сразу отправила руки мыть.
Вернувшись на веранду, стала рассказывать детям про грибы.
Огромное количество грибов существует на Земле, некоторые из них опасны, а некоторые, наоборот, очень полезны для человека. Одни едва заметны человеческому глазу, а другие достигают довольно-таки внушительных размеров. Одни человек употребляет в пищу, а другие обходит стороной.
Грибы – это особые организмы, которые растут на земле и имеют очень не продолжительный срок жизни (примерно 7 дней). Растут грибы преимущественно вблизи деревьев, и некоторые из них даже получили свое название от среды, в которой растут, например, подберезовик, подосиновик, дубовик и т. д.
Почему именно вблизи деревьев (в лесу или посадке?
Такое место обитания объясняется тем, что грибы не могут самостоятельно обеспечить себя всеми необходимыми для существования веществами, как это делают, например, растения. А вот через корни деревьев получить продукты, которых не хватает, – это очень даже просто для грибов.
Из чего состоят грибы?
Сами грибы, которые мы употребляем в пищу, состоят из ножки и шляпки, поэтому их и называют – шляпочные (это лишь одна из разновидностей, существующих на Земле, грибов).
Шляпка и ножка – это плодовое тельце гриба. А основная его часть находится под землей и называется грибница. Грибница – это сплетение тонких ниточек, которые пронизывают весь верхний слой почвы.
Грибница, на самом деле очень большая, она может быть такой большой, как целая комнаты и весить почти как слон или бегемот, но только мы ее не видим – она под землей.
Но вернемся к шляпкам грибов, ведь они то и позволяют нам отличать грибы друг от друга. Шляпки у грибов очень разные и по размеру, и по цвету, и по форме и по характеру поверхности (плотная, мягкая, гладкая, шершавая, маслянистая и т. д.).
По шляпке человек определяет вид и название гриба, а уже по ним может сказать съедобен гриб или нет.
К съедобным грибам относят: опята, подберезовики, подосиновики, белые грибы и т. д.
К несъедобным – опасным грибам относят мухомор, бледную поганку, ложные опята и т. д.
Несъедобные грибы, как правило, ядовиты. Один съеденный маленький кусочек ядовитого гриба может привести к смерти человека. Об этом должны знать и взрослые, и дети! Самым известным и самым ярким представителем опасных ядовитых грибов является мухомор.
Для чего нужны грибы:
- людям для употребления в пищу. Грибы солят, маринуют, жарят, варят, используют как начинку для пирогов, готовят много всяких вкусных блюд.
- животные также употребляют грибы в пищу и даже запасают их на зиму. Интересно, но даже ядовитые для человека грибы могут очень быть полезны для животных. Белки, например, едят даже мухоморы.
- для деревьев, трав и цветов грибы настоящие друзья. В процессе жизнедеятельности они обмениваются необходимыми веществами и помогают друг другу расти. И тут не важно, съедобный гриб или нет. Так, например, мухомор лучший друг соснам, березам, елям и другим растениям.
- для леса, в целом, грибы полезны тем, что помогают перерабатывать остатки растений, пни, упавшие ветки. Грибы – санитары леса.
Затем отгадывали загадки:
Кто растет в лесу
У дорожки?
Есть у них шляпки
И ножки. (Гриб)
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый. (Мухомор)
Если заберусь в корзину –
Будет вам запас на зиму.
Очень я хорош на вкус!
Догадались? Это … (Груздь).
Водят дружный хоровод
Рыжие сестрички.
Каждый сразу тут поймет:
Перед ним … (Лисички).
На пеньке сидит отважно
Кучка храбрецов-ребят.
Их легко узнает каждый:
Кто ж не знает про ….(Опят?
Я, поганка не простая, —
Очень ядовитая.
Да, представьте, я такая,
Тайной вся покрытая! (Бледная поганка)
Вместо запланированных «цветочных» подвижных игр поиграли в «грибные» игры:
Подвижная игра «Найди свой гриб»
В разных местах стоят дети-грибы (назначаются воспитателем). Остальные дети встают группами вокруг каждого «грибочка» и берутся за руки, образуя кружки.
По команде дети водят хоровод вокруг «грибочков» под слова:
В лес осенний я пойду
И грибочки соберу.
По окончании слов все дети разбегаются и имитируют сбор грибов в корзинку. Когда воспитатель говорит: «Я шёл-шёл-шёл и грибы нашёл!», «грибочки» останавливаются, а дети ищут свой грибок. Чей кружок соберется быстрее?
Подвижная игра «Догони грибок»
Дети-грибы садятся в центр, остальные парами, взявшись за руки, располагаются вокруг. Это «корзинки». Все говорят:
Меж еловых мягких лап
Дождик – кап, кап, кап. (щелкают пальцами)
Где сучок давно засох-
Серый мох, мох, мох. ( трут ладошку о ладошку)
Где листок к листку прилип
Вырос гриб, гриб, гриб. (дети-грибы поднимаются, дети-пары поднимают руки вверх)
Вопитатель: Кто нашел его, друзья?
Дети: Это я! Я! Я!
«Грибы» убегают, «корзинки» пытаются их поймать, заключив в кольцо своих рук.