Ирина Кузьмина
Фотоотчет занятия-экскурсии «Зима-чародейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие – экскурсия «Зима-чародейка»
Цель. Формирование у детей положительных впечатлений в процессе восприятия художественного образа зимы, воплощенного на полотнах великих художников.
Репродукции картин. Л. И. Бродская «Морозное утро», С. Ю. Жуковский «Лесная дорога», Б. А. Смирнов-Русецкий «Слобода Берендея», А. К. Саврасов «Зима», Ю. Ю. Клевер «Зимний закат в еловом лесу», И. И. Шишкин «На севере диком…».
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Фотоотчеты
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» январь 2018
Словарь. Шедевр, виды пейзажа, выразительность образа, светотень, красота зимнего леса.
Оборудование и материал. Стойки для картин, «коробка открытий», птица (муляж, кормушка, шесть отрезов ткани по размерам картин.
Мотивационная ситуация. Сюрпризный момент – «Коробка открытий» ( в коробке: кормушка, семечки, игрушка-птица).
Ход занятия-экскурсии. Помещение делится на галерейную зону с посадочными местами для детей и репродукциями картин на стойках (все картины закрыты тканью) и игровую зону, в которой в центре ковра находится «Коробка открытий».
Педагог приглашает ребят в игровую зону, размещает их на ковре вокруг «Коробки открытий» и просит достать предметы, находящиеся в ней (кормушку, семечки, игрушку-птицу, называя их. Вопрос детям: как связаны эти предметы между собой? Где можно увидеть кормушки? Где можно встретить птиц?
Выслушав ответы ребят, педагог предлагает перейти в галерейную зону и, открывая первую картину, рассказывает о ней.
Художница Лидия Исааковна Бродская встретила зимующих птиц, снегирей в лесу, и эту встречу она изобразила на картине «Морозное утро».
Звенящая тишина, неспешно поднимается солнце, просыпается лес, начинается еще один зимний день. На переднем плане – молодые елочки и деревца, покрытые снегом и инеем. На их ветвях удобно устроились снегири; не сразу заметно, что птиц – три. Детям предлагается найти третью птицу. На заднем плане видна заснеженная поляна или замерзшая река, по берегам которой находится лес. Зимой, когда ветви деревьев покрываются инеем, лес кажется сказочным. Серебристые деревья – как хрустальные фигурки в замке Снежной королевы. Только попасть в тот лес сложно, не видно даже тропинки. Художница Л. И. Бродская предлагает зрителю издалека любоваться чарующей красотой зимнего леса.
Продолжая рассказ по картинам, педагог загадывает загадку
Куда бежит, сама не знает, В степи ровна, в лесу плутает, Споткнется у порога. Что это? (Дорога)
После того как дети отгадали загадку, педагог открывает картину Станислава Юлиановича Жуковского «Лесная дорога».
Главная героиня произведения – дорога. Кажется, что даже деревья расступаются, давая ей возможность продолжать путь через лес. Тени деревьев оставляют на белом снегу темно-синие линии. Такое возможно только в солнечную погоду. Игра света и тени – один из художественных приемов: не изображая солнце, передать на картине солнечный свет.
Многие художники, рисуя дороги и тропинки, указывают на незримое присутствие человека. Вопрос детям: кто и куда мог бы ехать или идти по зимней дороге? Выслушав ответы, педагог делает обобщение: «На резвой тройке белогривых лошадей с бубенцами веселый народ отправился в гости в соседнюю деревню».
Педагог открывает картину Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого «Слобода Берендея».
лобода – это место, где селились люди. Сегодня такие поселения называются селами, деревнями. Берендей – добрый царь, который управляет слободой, отсюда и название – слобода Берендея. В сказке Александра Николаевича Островского «Снегурочка» так и описывается слобода : «…Дворы, дома, избы – все деревянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни». Зима расстаралась здесь на славу – высокие сугробы намела – до самых окон, а на крыши домов надела снежные шапки. Высокие ели с повисшими от тяжести снега ветками возвышаются над домами, из труб которых идет дым. Вопросы детям: что это за дым? Где жители слободы?
Далее ребятам предлагают перейти в игровую зону, встать в круг и поиграть в словесную игру «Мне нравится зима, потому что…». Цель игры – повышение речевой активности детей. Педагог, держа в руках птицу-муляж, говорит: «Мне нравится зима, потому что я люблю кататься на коньках», затем передает птицу ребенку.
По окончании игры дети возвращаются в галерейную зону, педагог открывает картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Зима».
опрос детям: что художник изобразил? Выслушав ответы, педагог делает обобщение. На полотне изображен один из зимних дней. На первый взгляд кажется, что день пасмурный, но если внимательно рассмотреть пейзаж, то можно увидеть среди облаков небольшие просветы голубого неба, на снегу – ярко-белые пятна, а на заднем плане – дом, освещенный солнцем. На переднем плане картины хорошо видна тропинка.
Проходящая мимо молодой заснеженной ели, старого дерева и забора из сухих веток, она ведет к дому.
Покосившаяся изба с выбеленными стенами и соломенной крышей, стоящая на окраине деревни, привлекла взгляд живописца. Заходил ли он в нее погреться или попить чаю, зрителю неизвестно, как неизвестно и то, кто в ней живет. Может быть, хозяйка дома – это бабушка, увидев в окно художника, она затопила печь и принялась печь порожки. А вот снегири, сидящие на ветке дерева, наоборот, никакого внимания не обращают на все происходящее, да и ворона, усевшаяся на крыше, никогда не узнает о том, что навсегда останется на картине великого мастера.
Перед тем как открыть произведение Юлия Юльевича Клевера «Зимний закат в еловом лесу», педагог загадывает загадку:
Удивилась очень Катя Посмотрев в оконце: Почему-то на закате Стало красным….(солнце).
Поразительное явление природы запечатлел художник – закат.
олнце всходит и заходит каждый день, это длится всего несколько минут, и не каждый раз удается вдоволь полюбоваться этим зрелищем. И только на картине мгновение остановилось, давая возможность рассмотреть все до мельчайших подробностей. Создается впечатление присутствия в театре; сидящий зритель, будто с первых рядов, наблюдает за спектаклем, в котором главный герой – солнце, оно в декорациях елового леса, окрашивая небо и могучие ели в багровые тона, разливаясь по льду ручья, показывает всю красоту зимнего пейзажа.
Единственным зрителем на тот момент оказался Юлий Юльевич Клевер. Поваленные деревья, отсутствие тропинок и дорог указывает на непроходимые для человека места. Вот и художнику удалось дойти только до ручья. Но открывшийся с этого места вид заворожил его. С уходом солнца еловый лес медленно погрузится в темноту и наступит антракт.
Педагог открывает следующее полотно – Ивана Ивановича Шишкина «На севере диком…»
Ночью спектакль продолжится. На картине взору открывается необъятные просторы северного края, похожие на снежное царство. На фоне синего неба на самой вершине горы стоит высокая красивая сосна, ветви которой украшает снежное покрывало. Под тяжестью снега ветви клонятся вниз, будто сосна вышла на поклон, и театральные софиты освещают главную героиню. Вопрос детям: откуда же этот свет? Лунный свет озаряет вершину скалы. Однажды поэт Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение (педагог читает отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком…»)
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как риза она.
В этом четверостишии одеяние сосны сравнивается с ризой. Риза одежда священников, сшитая из блестящей парчовой ткани: золотой или серебристой.
Художнику Ивану Шишкину так понравились эти строки, что он решил написать картину с таким названием. Получился удивительный шедевр мировой живописи. Для написания этого произведения мастер использовал белые, синие краски; написано это полотно в холодных тонах.
Итог. По окончании экскурсии педагог предлагает подойти к репродукциям ближе и детально их рассмотреть.
о время просмотра задаются вопросы, направленные на активацию эмоциональных проявлений:
1. Какая картина у вас вызывает чувство радости, грусти? 2. Почему?