Людмила Рыбакова
Фотоочерк о выставке «Пролетая над гнездом»
▼ Скачать + Заказать документы
Людмила Рыбакова. Фотоочерк о выставке «Пролетая над гнездом».
Японскому художнику Тадаcи Кавамата (1953г. р.) классическое «живописное» образование не мешает быть знаменитым мастером пространственных инсталляций из природных материалов или старых использованных предметов, палок, досок, ветоши или рухляди, которые он тонко вписывает в городской ландшафт.
Публикация «Фотоочерк о выставке „Пролетая над гнездом“» размещена в разделах
Тадаcи Кавамата (живет в настоящее время во Франции) был приглашен в Москву представить свои работы в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Обычно Тадаcи до последней минуты не знает, что он может показать: всё зависит от Места, подручных имеющихся здесь же «материалов», и Идеи, посетившей художника в данный момент. Так и произошло в Москве.
Мы знаем, что главное для японца – это Помнить всегда законы Синто (т. е. в каждой малом живом и не живом –есть дух, и не забывать о ваби-саби — традиционном японском понимании прекрасного (т. е. и в разбитой чашке из склеенных черепков гораздо больше красоты, потому что она сделана руками давнего мастера, она могла радовать стольких людей). Эта народная генетико-историческая философия присуща и японцу Тадаcи Кавамата.
И он, прибыв в Москву, проникся атмосферой города, музея, познакомился с людьми, их работой и заботой – создает инсталляцию под названием «На птичьих правах», где вторая ее часть – «Para-site Project», переводится как «интервенция - внедрение или паразитизм», что в конечном счете стало сюрпризом для всех.
«На птичьих правах», это - Большое и несколько маленьких гнезд, которые располагаются в выставочных залах: «Голландской живописи XVII века», «Рембрандт и его школа», «Немецкая живопись», «Итальянском Дворике», Кабинете директора, на колонне музея и на ели перед музеем.
Конечно, это не гнезда для птиц, в прямом смысле,- это символы. «Птица –свободна в своем полете, она вьет гнездо, создавая свой дом и уют, там, где захочет и когда захочет. Так и художник – он волен в своих замыслах и воплощениях».
Тадаcи Кавамата призывает: «неторопливо созерцать окружающую действительность». «Люди! Остановитесь! Оглядитесь вокруг! Какая кругом красота! Живите в гармонии с собой и миром».
«Все необходимые материалы и инструменты я могу найти на площадке. Так что я ничего с собой не везу, просто приезжаю и какое-то время живу.» Он собирает старые доски, обнаруженные при разборе старых зданий (из бывшего Института философии, который до этого был частью усадьбы Голицыных) и строит гнезда, - и таким образом соприкасается с историей старой Москвы. Для него важно «вплетение» в историю места, где само по себе происходит неразрывная связь прошлого, настоящего и будущего.
Итальянский Дворик художник выбрал для Большого Гнезда.
В Итальянском дворике Большое Гнездо посетители назвали Гнездо Давида
Ненужный старый паркет, упаковочные ящики, хранившиеся в здании бывшей усадьбы Голицыных, прямо на наших глазах обретают новую жизнь, жизнь в искусстве ХХI века. Тадаси: «Я всегда так говорю: «Посмотрите на эту дощечку — это часть того паркета. Сколько людей по ней прошли? Сколько всего она повидала? Для меня важно использовать богатый историей материал»
«С паркетом я работал в Итальянском дворике, но в других местах использовал и новое дерево.»
«Интервенция» в Кабинете Директора Марины Леоновны Лошак.
«Кавамата — очень импровизационный художник, и он никогда заранее не может сказать, как будет выглядеть его работа. Для него важен не конечный результат — он, скорее, художник процесса, для которого искусство рождается в момент сотрудничества многих людей и именно тогда обретает реальную форму», — рассказала куратор проекта, заместитель заведующего отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ Александра Данилова.
По всему миру Кавамата создает нечто похожее на гнезда, используя деревянные конструкции, например, стулья или доски. В Париже, на верху 44-метровой Вандомской колонны и на последних этажах соседних домов XIX века художник установил сколоченные из досок «дома» - это «Хижина на дереве», подобные же хижины художник соорудил на деревьях парка Мэдисон в Нью-Йорке (2008). В 2012 в Абу-Даби Кавамата создал инсталляцию «Стулья для Абу-Даби» из старых стульев, кресел и скамеек в виде купола с открытым верхом. В 2013 году в Торонто рядом с церковью Метрополитен создал масштабную инсталляцию под названием «Садовая башня», из множества стульев и скамеек.
Гнездо над Центральной лестницей
Одновременно в замке Шато-Мальроме, Тадаcи выставляет конструкции из десятков тысяч деревянных палочек для еды. Этот французский замок имеет особую историю. Мать художника Тулуз-Лотрека Адель купила Шато-Мальроме в 1883 году, где ее сын многократно бывал, и здесь же умер в 36 лет у матери на руках. Трагическая история его короткой жизни стала источником вдохновения для Каваматы. По его словам, "облако из палочек" — это метафора последнего дыхания. Взаимодействуя со светом, «паутина-облачко» создает тень Тулуз-Лотрека на стене.
Художник строит свои конструкции прямо по стенам, крышам, переходам – некоторые называют его работы "раковой опухолью". Работы художника кого-то возмущают, кого-то впечатляют, но точно не оставляют никого равнодушным. «Я рассматриваю свое искусство как уличное искусство - стрит-арт, как граффити. Я не чувствую нужды в том, чтобы оно было увековечено». Что будет дальше с его инсталляциями, после выставки, -художника не интересует, это уже ему не столь важно.
Я хочу поблагодарить всех за внимание. Фотографии сделаны мною специально для собранного материала, под впечатлением о данной выставке, с разрешения Администрации ГМИИ им. А. С. Пушкина.