Татьяна Медведева
Образовательная среда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для всестороннего развития детей в детском саду:
предметно-развивающая среда подготовительной группы
МДОУ ДС № 1 с. Пригородное
В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе предметно-развивающей среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив группы.
Публикация «Образовательная среда ДОУ» размещена в разделах
Под предметно-развивающей средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.
Концепция построения предметно-развивающей среды требует предоставления каждому ребёнку права самостоятельного выбора деятельности. Это открывает ему каналы для саморазвития и возможность максимально проявлять себя как творческую личность. Среда является многомерным развивающим пространством, которое обеспечивает детям возможность свободного выбора деятельности, её содержания, а значит возможность полноценного развития.
Создавая предметно-развивающую среду в подготовительной группе, мы опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Мы стараемся обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.
Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей, выполняет определенные функции, характерные для данного возраста. Это:
• познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
• коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
• оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
• творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.
В групповом помещении реализующей образовательную программу, была оборудована предметно-развивающая среда, включающая в себя следующие центры:
- по правилам дорожного движения
• атрибуты для сюжетно-ролевых игр, машины и дорожные знаки макеты с изображением светофора и дорожные знаки;
• макет улицы, дорожные знаки напольные и маленькие, машины и дома, изготовленные из бросового материала;
• дидактические игры «Светофор» «Дорожные знаки», «Лото Правила дорожного движения», «Безопасность на дороге», пазлы «Собери светофор», «Покажи транснспорт, который назову», «Собери знак», игры-лото «Основы безопасности» и «Внимание, дорога!»,
«Экстренные службы»
В центре природы имеются комнатные растения: хлорофитум, бегония, сансивьера, колеус, фикус, фуксия др.
• подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов, диких и домашних животных; изготовлены поделки из природного материала, икебана, гербарии, календарь природы.
Для ухода за растениями имеются лейки, распылитель для опрыскивания растений, заостренные деревянные палочки, лопаточка, грабельки для рыхления земли в горшках, губки для того что бы протирать листья от пыли
В весеннее время года создан мини-садик с рассадой цветов и овощей.
В центре эксперементировая: лупы, природный материал (каштаны, жёлуди, листья для гербария, косточки, земля, песок, глина, камни, перья) мелкий конструктор; разные крупы, опилки, бумага разной фактуры, трафареты для экспериментов с красками, трубочки, одноразовые тарелочки, стаканчики, печати, магниты различной величины. Летбук «Времена года», «Дикие звери». Дидактические игры
В центре творческого развития: (музыкальная, театральная и изодеятельность, есть маленькая ширма для настольного театра, костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок
• куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (кукольный, настольный)
• музыкальные инструмент (барабан, бубен, дудочки, металлофон)
• раскраски, карандаши, фломастеры, пластилин, маркеры, восковые мелки, цветные мелки, краски, гуашь, кисточки.
Для сохранения и укрепления здоровья детей создан физкультурный центр. В нем имеются мячи большие и маленькие, мячи массажерные, мяч-попрыгунчик, кегли (набор, мешочки с грузом, шнуры для гимнастики, доска с ребристой поверхностью, коврики и массажная дорожка, обручи, гимнастические палки, резиновые колечки, ленты разных цветов на кольцах, скакалки, флажки разных цветов.
В центре по развитию речи и художественной литературы подобраны игрушки и предметные картинки для уточнения звукоподражания;
• игрушки и пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (мыльные пузыри и надувные игрушки)
• комплекты предметных картинок для уточнения произношения звуков;
• игры для формирования грамматического строя речи «Составь рассказ», «Чей детеныш», «Противоположности», лото «Соответствие», «Впереди, сзади, выше, ниже…»
• картотека для проведения артикуляционной гимнастики
• детские книги по программе и любимые книги детей
• картотека литературных произведений рекомендуемых для чтения или просмотра детям, монитор, ноутбук.
В группе оформлен стенд для художественной литературы, где дети знакомятся с писателем, произведения которого рекомендованы для изучения.
• книжки-раскраски по изучаемым темам. Книжки-самоделки.
В центре для художественного творчества дети могут пользоваться восковыми и акварельными мелками, цветным мелом, гуашевыми красками, фломастерами, цветными карандашами, пластилином.
• также есть кисти, палочки, стеки, поролон, печатки, клише, трафареты по темам, цветная и белая бумага, картон,
• доска для рисования мелом, доска для рисования фломастерами;
Центр сюжетно-ролевых игр:
В группе имеется все необходимое оборудование для таких сюжетно-ролевых игр как «Семья», «Магазин», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Больница», «Транспорт», «Детский сад», «Водители».
Центр патриотического воспитания находится флаг России, портрет президента, дидактические игры «Символика нашей страны», «Наша Родина», «Народы нашей страны», «Собери флаг», книги из серии «Наша Родина Россия».
Так же в группе оформлен уголок математики: где собраны дидактические «Цифры», «Кто первый», «Мы считаем», «Цифры», «Посчитай», «Мои первые часы», «Больше, меньше», «Времена года» и др.
Так же в группе имеется зона игр для мальчиков, куда входят разные виды конструкторов, строительный материал, машинки, рули, мягкие модули.
И для девочек
Уголок игр для девочек: модель мебели кухни, кукольная посуда, муляжи овощей и фруктов, куклы, кукольная кроватка, с постельными принадлежностями, кукольный домик с мелким оборудованием для игр, зеркало и атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская»
Уголок для родителей находится в фойе группы. В течение учебного года взрослые могут найти в папках-передвижках разнообразную полезную информацию.
На информационных стендах размещены режим работы детского сада и группы, сетка непосредственной образовательной деятельности в форме занятия, объявления, меню.
Также имеются постоянно обновляющиеся выставки детских работ (рисунки, поделки)
Предметно-развивающая среда группы максимально приближена к интересам и потребностям каждого дошкольника. Ребенок имеет возможность заниматься любимым делом как самостоятельно, так и в выбранном им мини коллективе.
В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и учитывает его индивидуальные особенности и возможности развития. Созданы условия для накопления творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами.
Учитывая то, что игра для ребёнка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, мы старались подобрать атрибуты, позволяющие строить сюжеты игр, подражать тому миру, который ребёнок познаёт. Игровая среда меняется со сменой педагогических задач, с изменением роли самой игры.
Таким образом, умело организованная среда, практически снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, синдром тревожности в отсутствие близкого взрослого. Дети спокойно входят в группу сверстников, проявляют друг к другу чувства симпатии. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть в детском сообществе. Активная позиция малыша и радость освоения являются показателями правильного направления в работе взрослых.