Наталья Панебратова
Формы взаимодействия дошкольной образовательной организацией с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников – это определенные способы организации их совместной деятельности и общения. Основной целью взаимодействия семьи и Дошкольной образовательной организацией (далее - ДОО) является установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Для этого педагог должен тщательно планировать содержание работы и выбирать необходимые формы взаимодействия.
Публикация «Формы взаимодействия дошкольной образовательной организацией с семьями воспитанников» размещена в разделах
Все формы с родителями можно разделить на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные; традиционные и нетрадиционные.
К традиционным формам относят педагогическое просвещение родителей. Оно осуществляется в двух направлениях: внутри ДОО проводится работа с семьями воспитанников; работа с родителями за пределами ДОО. Целью такой работы является – охватить наибольшее количество родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.
Большой популярностью, как у воспитателей, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения, направленные на установление неформальных контактов с родителями воспитанников, привлечение их внимания к детскому саду. Сегодня общение педагогов и родителей строиться на основе диалога, искренности, открытости, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому такие формы взаимодействия рассматриваются как нетрадиционные.
Формы взаимодействия ДОО с родителями можно разделить на познавательные, досуговые, наглядно – информационные и информационно – аналитические. Преобладающую роль среди форм общения воспитатель - родители продолжают играть познавательные формы. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, вследствие чего, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми. По-прежнему в этой группе лидируют следующие нетрадиционные коллективные формы общения : «Тематические консультации» (организуются с целью ответить на все интересующие родителей вопросы); «Круглый стол» (в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания); «Дни открытых дверей» предоставляют родителям возможность увидеть стиль общения воспитателя с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов; «Открытые занятия» с детьми в ДОО, где родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий; «Презентация ДОО»; «Клубы для родителей» (установление между педагогами и родителями доверительных отношений); «Вечера вопросов и ответов» (позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике); «Мини-собрания» (в узком кругу обсуждается интересующая всех тема); «Дни добрых дел» (дни добровольной посильной помощи родителей группе).
К группе познавательных - относятся и индивидуальные формы взаимодействия с родителями, такие как педагогические беседы с родителями, индивидуальные консультации, досуговые формы взаимодействия с родителями, праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования, выставки работ детей и родителей, совместные походы и экскурсии, благотворительные акции. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности, наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. В их использовании необходимо соблюдать принцип систематичности и целенаправленности.
Традиционные информационно-ознакомительные формы :
- Уголок для родителей. В нем размещаются материалы информационного характера : правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера; материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей.
- Выставки, вернисажи детских работ (демонстрация родителям успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т. д.).
- Информационные листы ( например: информация о дополнительных занятиях с детьми; объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; благодарность добровольным помощникам и т. д.
- Папки–передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т. д.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. К ним относятся:
- Анкетирование - помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
- Брошюры (помогают родителям узнать о детском саде).
- Пособия (содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года).
- Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
- Еженедельные записки (адресуется непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию).
- Неформальные записки (воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др.).
- Личные блокноты (могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду).
- Доска объявлений (настенный экран, который информирует родителей о предстоящих событиях за день и др.).
- Ящик для предложений (коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями).
- Отчеты (письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов).
При взаимодействии педагога ДОО с родителями ученые выделяют следующие принципы: доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Принцип индивидуального подхода следует использовать не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. При общении с родителями воспитатель должен чувствовать ситуацию, настроение мамы и папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Литература:
1. Биктагирова Г. Ф. Семейная педагогика [Текст] : Краткий конспект лекций / Г. Ф. Биктагирова; Каз. федер. ун-т. – Казань, 2014. – 29 с.
2. Партнерство дошкольной организации и семьи [Текст] / Под ред. С. С. Прищепа, Т. С. Шатверян. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ,2016.- 96 с.
3. Петухова, Н. М. Современные формы взаимодействия детского сада и семьи [Текст] / Н. М. Петухова, С. В. Завадская, Е. В. Запорожцева // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - № 4 (5). - С. 417-419.