Алла Сыроммятникова
Формы стимулирования речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников.
Выделяются три группы методов:
словесные,
наглядные,
практические.
Публикация «Формы стимулирования речи детей раннего возраста» размещена в разделах
Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.
Наглядные методы:
наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т. д. ;
наблюдения в природе;
экскурсии на участок, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т. д. ;
рассматривание игрушек, предметов и картин;
изобразительная наглядность.
Практические методы:
дидактические игры;
дидактические упражнения;
хороводные игры;
игры – драматизации; инсценировки;
игры – сюрпризы;
игры с правилами.
Например,
Игры – инсценировки. С помощью игрушек создаются модели положительного и негативного поведения, характерные для детей третьего года жизни (Я не буду плакать в детском саду», «О чем рассказала игрушка», «Здравствуй, мамочка. Я по тебе соскучился» и т. п.).
Приведем пример для инсценировки «О чем рассказала игрушка».
Воспитатель держит незнакомую детям игрушку и рассказывает:
«Этот медвежонок ушел от ребят, которые его обижали. Они забывали медвежонка на полу в раздевалке, медом его не кормили, спать не укладывали, песенки не пели, ласковее слова не говорили, нос оторвали. Нос я ему сейчас пришью, а что дальше с медвежонком делать, ума не приложу…»
Если малыши решают оставить игрушку в своей группе, медвежонок «спрашивает» у них, будут ли тони петь ему песенки и какие именно, какие будут говорить ласковые слова, чем станут кормить и т. д.
В присутствии детей воспитатель (а это очень важно для них – участвовать в привлекательном процессе) пришивает медвежонку нос, но пока оставляет игрушку рядом собой и наблюдает, как дети обращаются с ней.
Скоро медвежонок станет любимой игрушкой многих малышей.
Словесные методы:
чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности;
чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.
С самых первых месяцев жизни ребенка нужно постоянно разговаривать с ним, чтобы малыш слышал и слушал обращенную к нему речь. Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора. Использование народный игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на торжок”,“Чики – чики - чикалочки”.
Ладушки
Ладушки, ладушки,
- Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Полетели, полетели, полетели!
На головочку сели!
Сели,
Посидели,
И опять полетели!
Пошел котик на торжок
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Либо Кате снесть?
Я и сам укушу
Да и Кате принесу.
Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.
Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных упражнений. Их может педагог использовать как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время. Звукоподражание - эффективный метод активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т. д.
Приобщение детей к художественной литературе, знакомство со стихами известных детских поэтов начинается с малых лет. А. Барто “Игрушки”, З. Александрова “Раз, два, три, четыре, пять!”, В. Берестов “Большая кукла”; Е. Чарушин “Курочка”; Л. Толстой “У Розки были щенки”; Л. Павлова “У кого какая мама?” В раннем возрасте происходит знакомство со сказкой: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”.
Педагоги в работе с малышами могут использовать упражнения на развитие речевого дыхания:
«Сдуй снежинку»,
«Бабочка, лети»,
«Забей гол»,
«Задуй свечу» и другие способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.
Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.
Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.
«Этот пальчик хочет спать…»
Когда ребенок познакомится с пальчиками, можно рассказать ему, что днем пальчики играют, рисуют, едят, лепят… - у них очень много работы, к вечеру они очень устают и ложатся спать.
Тише, дети, не шумите,
Пальчики не разбудите.
«Этот пальчик…»
Покажите семейную фотографию, перечислите всех членов семьи и попросите ребенка назвать их.
Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) в работе по активизации речи детей играет немаловажное значение. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь.
Пескотерапия - это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Применение данного метода целесообразно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.
Создание условий для речевого развития детей раннего возраста.
Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя: наборы картинок с реалистичными изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек; наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики; разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой; серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации); сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социально-бытовой, крупного формата; разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки); уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.
Таким образом, активизация речи детей раннего возраста и дошкольников осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Результатом вашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.