МААМ-картинки

Формы работы с семьями по патриотическому воспитанию

Елена Лысенкова
Формы работы с семьями по патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы

Формы работы с семьями по патриотическому воспитанию.

Выступление на семинаре 31.01.2024г

Лысенкова Е. В.

Не менее важным условием нравственно-патриотического и духовного воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

Публикация «Формы работы с семьями по патриотическому воспитанию» размещена в разделах

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности и духовности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому и духовному воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию детей?

Изучение семей детей

Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения по воспитанию патриотических чувств

Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей

Просвещение родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания детей

«Организация работы с родителями

по патриотическому воспитанию дошкольников»

2. Формы работы с родителями.

привлечение родителей к созданию предметно - развивающей среды по патриотическому воспитанию;

родительские собрания: «Посеять в детских душах доброту», «Нравственные отношения в семье и в детском саду», «Гражданин воспитывается с детства» и др. ;

консультации «Растим патриотов», «Гражданин воспитывается с детства», «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании ребенка», «Нравственно патриотическое воспитание в семье», «Как приобщить детей к нравственно патриотическому воспитанию», «Воспитание патриотических чувств у дошкольников», «Педагоги и родители — творческий тандем», «Что такое Родина?», «Крепка семья — сильна Россия», «Знакомство с Конвенцией о правах детей» ;

вечера для родителей: «Вечер народных игр и забав», «Как играли наши бабушки и дедушки», «Люблю березку русскую» (вечер стихов);

праздники при участии родителей и детей: «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «В русской светелке», «Посиделки у сказочницы», «В гостях у Бабушки – Загадушки», «Сказки у русской печки», «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости», «Чаепитие в русских традициях», приобщают детей и их родителей к истокам народного творчества к истории народа, знакомят с его укладом жизни и народной мудрости, с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда-то частью труда и быта русского народа;

«Организация работы с родителями

по патриотическому воспитанию дошкольников»

проведение Дня открытых дверей на патриотическую тему,

детские концерты к Дню пожилого человека, к Дню матери, к Дню отца,

конкурсы семейных стенных газет;

организация выставок поделок - «Богатыри – защитники русской земли», выставки декоративно-прикладного искусства «Мы матрешки – маленькие крошки», фотовыставок «Помощники бабушки и дедушки», «Север я тебя люблю», «Мой край задумчивый и нежный», «Это Родина моя», «Где мы были в отпуске», «Широка страна моя родная», «Наше путешествие», «Любуюсь городом своим», «Вот - моя улица, вот - мой дом родной», «Улицы разные – старинные и важные», «Мама и я – счастливые мгновения», «Мой папа – солдат», «Лучше папы нет друга», поздравление «Никто не забыт, ничто не забыто», «Самые близкие и родные» и другие.

совместные встречи с ветеранами труда, участие в праздниках: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы»

привлечение родительской общественности к помощи в изготовлении атрибутики (макетов военной техники, пошиву костюмов для участия в военно- патриотических мероприятиях, изготовление сувениров для ветеранов войны. создание коллажей, подарков, альбомов и т. д

«Организация работы с родителями

по патриотическому воспитанию дошкольников»

рекомендации родителям по знакомству детей с художественной литературой, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, по рассматривание картин, разнообразных репродукций;

«Родительская почта» - выявление запросов родителей по проблемам патриотического воспитания;

музыкальная гостиная «О русских традициях и обычаях», «Песни о Родине», «Широка страна моя родная»;

совместная работа по благоустройству группы и участка ( субботники и воскресники: «Самая лучшая группа», «Наша уютная спальня», «Приемная - Раздевалка – лицо группы», «Зимние забавы», «Строим горку», «Расчистим участок от снега», «Скоро лето»);

организация семейных клубов, может включать в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д., а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т. д. ;

семейные походы, экскурсии в различные развивающие центры посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района - «Любимые уголки нашего города», «Где трудятся мои родители»;

практикумы, мастер-класс «Изготовление народных, обрядовых кукол», «Георгиевская ленточка», «Весенние цветы» ;

«Организация работы с родителями

по патриотическому воспитанию дошкольников»

участие в создание мини-музея в ДОУ, группы: «Игрушки наших прабабушек», «Деревянная игрушка», «Хлеб –чудо всей земли», «Чудо ложка», «Животные нашего края», «Растения нашего края», «Мой любимый детский сад», «Чудо роспись», музей русского быта. Экспозиции: «Люби и знай свой край», «Уголок русских традиций»;

актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием. Например, такие проекты: «Мой город» «Дружат дети всей Земли», «Мои друзья» и другие;

папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения» ;

оформление семейных и групповых альбомов «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни»;

3. Индивидуальные

беседы

выполнение индивидуальных поручений

«Организация работы с родителями

по патриотическому воспитанию дошкольников»

4. Наглядно-информационные.

В сотрудничестве с семьей по формированию основ патриотического воспитания важную роль играют и наглядные средства педагогического просвещения.

Пропаганда педагогических знаний ведётся через родительские уголки и папки-передвижки по патриотическому воспитанию, где помещаются консультативный материал, фотовыставки, фото стенды, мини библиотеки; памятки-рекомендации; буклеты; папки-передвижки.

Только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволит воспитать у ребенка чувства гражданственности, патриотизма. Раскрывая дошкольникам на конкретных примерах быт, жизнь, искусство, труд людей, живущих в городе, можно расширять представление детей о родном крае, лучшее понимать его культуру, воспитывать чувство гордости за отчий дом, бережное отношение к нему и Родине.

В результате взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников :

возрастет активность родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий в ДОУ,

увеличится посещаемость родителями проводимых в детском саду мероприятий;

установится благоприятная эмоциональная атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между всеми участниками педагогического процесса;

обогатятся педагогические знания родителей по проблеме патриотического воспитания;

изменится позиция родителей, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники жизни детского сада.

Можно выделить некоторые технологические особенности кейс-метода:

Метод представляет собой разновидность исследовательской аналитической технологии, т. е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры; Метод выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых;

Метод выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В рамках кейс-метода идёт формирование проблемы и путей её решения на основании «кейса», который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.

Информационные источники, которые могут составлять содержание кейсов: художественная и публицистическая литература, статистические материалы, научные статьи, монографии, научные отчёты, посвящённые той или иной проблеме, неисчерпаемым кладезем материала для кейсов является Интернет с его ресурсами.

Если коротко описать наиболее распространенную технологичную модель деятельности в режиме кейс-метода (кейс-технология, то она будет содержать несколько шагов-этапов:

Первый этап — это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, определяются вопросы, на которые надо будет дать ответ. Затем педагогу требуется спланировать деятельность и распределить участников по малым группам.

Второй этап - работа с кейсом и его решение в следующем порядке

- знакомство с ситуацией, её особенностями;

- выделение основной проблемы;

- формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок;

- выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос;

- решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на механизмы решения;

- презентация решения;

В основе кейс-метода лежит принцип командной работы.

Систематическое общение воспитателя с детьми посредством кейс-метода решает педагогические задачи и повышает уровень профессионального мастерства педагога.

Кейс

«Дорога Жизни».

Из воспоминаний «Весной 1942 года, мне тогда было 16 лет, я

только окончила школу шофёров, и, отправилась к Ленинграду

работать на «полуторке». Как раз мой первый рейс лежал через

Ладогу. Машины ломались одна за другой и продовольствие для

города грузили в машины не просто «под завязку», а горазд

больше. Казалось, что машина вот-вот развалится! Проехала я

ровно пол пути и я только успела услышать треск льда, как моя

«полуторка» оказалась под водой.»

Задание:

1. Как могут развиваться дальнейшие события?_ ___

2. Опишите чувства этой девушки. _ ___

3. Решите проблему путем выбора наиболее приемлемого варианта для сохранения продовольствия или собственной жизни ___

Квист игра

КВИЗ – это игровое приключение, во время которого, необходимо дружно командой выполнять задания. КВИЗ-викторина – это не просто игра. Это возможность узнать что-то новое и закрепить уже имеющиеся знания в игровой форме. Такой вид активности предполагает ответы на вопросы, придуманные учителем. Проведение викторин положительно влияет на память, способность ребенка быстро принимать решения и анализировать.

Для того чтобы разработать комплект КВИЗ-викторин, целесообразно сформулировать и разработать интересные вопросы и задания, способствующие формированию нравственно-патриотических качеств.

При подготовке КВИЗ– викторин нужно придерживаться следующих этапов:

1. Определение темы викторины, все задания объединены общей тематикой;

2. Выбор вида и уровня сложности вопросов викторины. Вопросы с несколькими вариантами ответа, при этом может быть единственный правильный ответ или несколько, возможность вписать ответ и т. д. ;

3. Составление вопросов. Придумать вопросы – это самый сложный и интересный этап создания КВИЗ–викторины. Главным критерием отбора материала для КВИЗ–викторин, направленных на формирование нравственно-патриотических качеств является краеведческая культура, искусство и история, факты и события как составные части общей национальной культуры России;

5. Составление инструкции к викторине. Не следует составлять сложные правила, которые придется долго разъяснять, растолковывать, в результате чего участники КВИЗ–викторины могут путаться, сбиваться, потерять интерес к викторине, тем самым нарушится темп проведения;

6. Подведение итогов и поощрение победителей. Как правило, при подведении итогов акцентируется внимание на самых активных участниках КВИЗ–викторины, на быстроту их реакции, правильные ответы. Победителем объявляется участник, ответивший правильно на большинство заданных вопросов, ему вручается диплом за проявленную активность в КВИЗ– викторине [1].

При разработке КВИЗ-викторин можно использовать различные программы для создания видеоматериала.

Раунд № 1. «Семья»

Задание для команд. Капитаны команд выбирают конверт с названием раунда. В конвертах находятся карточки с вопросами, на которые необходимо дать ответы. Если команды отвечают правильно, получают часть пазла.

Вопросы:

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша.

(Бабушка)

Он все может, все умеет,

Всех храбрее и сильнее

Штанга для него как, вата

Ну конечно это (папа)

Много их на белом свете.

Всей душой их любят дети.

Только у каждого, она одна.

Всех дороже Вам она

Кто она? Отвечу я… (это мамочка моя)

Он — мужчина, и он сед,

Папе — папа, мне он — (Дед)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая. (сестренка)

Киноклуб

интересных друг другу. Клуб патриотического кино - как форма восполнения дефицита в патриотическом воспитании подрастающего поколения, выросшего на новых ИТ и изолированных от массовых и групповых форм коммуникации, должен стать одной из эффективных форм работы по патриотическому воспитанию и тесному взаимодействию поколений в передаче и сохранении истории народа. Занятия проводятся в форме дискуссионного клуба патриотического кино с целью организации неформального общения между детьми, молодежью и взрослыми – свидетелями и участниками ВОВ и других локальных боевых действий. Поэтому работа клуба патриотического кино предусматривает активное взаимодействие с ветеранскими организациями – Совет ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов МО г. -к. Анапа, Анапское городское отделение Краснодарского краевого отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство». В ходе занятий участникам предоставляется возможность сформировать собственный взгляд на события Второй мировой войны а так же на события ВОВ, возможность узнать альтернативные точки зрения на конкретные исторические события, сравнить их, подтвердить или скорректировать свое мнение и видение исторических событий. Цель деятельности клуба патриотического кино – создание условий для патриотического воспитания молодежи и взаимодействия поколений по патриотическому воспитанию средствами кино.

Цели проекта

Создание пространства, где молодежь и представители старшего поколения имеют возможность совместно, в ходе просмотра и обсуждения художественных и документальных фильмов, восстановить историю страны, формировать уважение к заслугам ветеранов ВОВ, труженикам тыла, чувства гордости и патриотизма к своему Отечеству.

Результаты проекта

В ходе реализации проекта предполагается достичь следующих результатов: 1) создания условий для патриотического воспитания молодежи и взаимодействия поколений по патриотическому воспитанию средствами киноискусства; 2) преодоление экстремистских проявлений отдельных членов из числа студенческой молодежи и других негативных явлений, возрождение духовности и патриотизма; 3) приобретение молодежью новых знаний по истории Отечества периода второй Мировой войны; 4) приобретение опыта участия в дискуссиях на исторические темы (аргументации, обобщения, сравнения); 5) умение противостоять фальсификации исторических событий, отличать допустимые и недопустимые искажения в трактовках истории.

- Что же такое иммерсивный театр?

- Иммерсивный театр — это форма театра, в которой зритель погружается в сюжет и окружающую обстановку, чувствуя себя частью спектакля. Иммерсивный театр отличается от традиционного театра тем, что «убирает» сцену и погружает публику непосредственно в игру актёров спектакля.

- Почему использование такой формы актуально среди школьников в настоящее время?

- Постановки, затрагивающие социальные духовно-нравственные темы, являются крайне актуальными в настоящее время. Современные дети и подростки сталкиваются со многими сложностями в своей жизни, такими, как насилие, буллинг, вредные привычки и другими социальными проблемами. Поэтому постановки театра направлены, в первую очередь, на устойчивое формирование понятия здорового образа жизни и негативного влияния вредных привычек, их профилактику. И, конечно же, — на привлечение внимания детей и подростков к сложностям морального выбора.

- В чём уникальность иммерсивного театра?

- Иммерсивный театр – уникальный опыт, где зритель становится частью спектакля. Это позволяет зрителям более глубоко вживаться в роль и лучше понимать социальные проблемы, а также находить пути их решения.

Зрители могут окунуться в мир, созданный на сцене. Такой формат укрепляет связь между зрителями и актёрами, а также позволяет создавать более глубокие эмоциональные переживания.

Патриотические постановки о жизни детей во время войны помогают сохранить и передать память о героическом прошлом нашей страны, сформировать глубокое уважение к памяти погибших воинов, лучше понять и ощутить исторические события прошлого, а также почувствовать гордость за свою страну и её достижения.

Кроме того, постановки иммерсивного театра о Великой Отечественной войне могут стать источником вдохновения для подрастающего поколения и побудить их к подвигам и достижениям. В целом, патриотические постановки имеют большую социальную значимость и способствуют передаче исторической памяти, воспитанию гражданской позиции и патриотических чувств у детей и подростков.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы)Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы) Работа с родителями- важная составляющая часть нашего ежедневного педагогического труда. Для активизации работы с родителями мной используются.

Консультация для воспитателей «Формы работы с родителями по экологическому воспитанию» 2017 год обьявлен годом "Экологии в России". Подобную задачу было решено воплотить в жизнь в связи с мировой тенденцией обращения общественного.

Консультация для воспитателей «Организация работы по патриотическому воспитанию в соответствии с ФОП ДО Сегодня мы поговорим об организации работы по патриотическому воспитанию в соответствии ФОП в детском саду. Патриотическое воспитание дошкольников.

Месячник по патриотическому воспитанию как форма работы с детьми и родителямиМесячник по патриотическому воспитанию как форма работы с детьми и родителями В феврале 2017 года в нашем детском саду прошёл традиционный месячник по патриотическому воспитанию. Цель: развитие и укрепление основ.

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольниковСентябрь. Тема: «Детский сад» 1. Экскурсия по детскому.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Перспективный план работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Перспективный план работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе. Воспитатель МБДОУ №16 д\с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы работы с семьями по патриотическому воспитанию
Опубликовано: 22 мая 2024 в 11:42
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы работы с семьями по патриотическому воспитанию» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лысенкова (УИ 315356) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД