Анна Надрина
Формы работы с семьёй в вопросах нравственного воспитания дошкольников посредством культурных традиций русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество. Каковы же насущные проблемы семьи сегодня? Примеров проблем, с которыми сталкиваются современные семьи, достаточно: быстротечный ритм жизни, потеря духовности, материальное неблагополучие, неполные семьи, нетрадиционные семьи (гражданские, раздельные, однополые браки., эмансипация женщин, опекунские семьи, отсутствие педагогических знаний в вопросах семейного воспитания и многие другие.
Публикация «Формы работы с семьёй в вопросах нравственного воспитания дошкольников посредством культурных традиций русского народа» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Русские народные традиции и обычаи
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Объективная социокультурная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется изменением традиционных нравственных норм и правил морали, приводит к нежелательным последствиям в нравственном становлении подрастающего поколения России. Как воспитать нравственно и духовно богатую личность под воздействием определённых негативных факторов современного общества? Что в будущем ожидает наших детей, преобладание материальных благ или духовных ценностей?
Чтобы надеяться на счастливое будущее, надлежит знать и понимать прошлое. Воспитывающая сила русской семьи держалась на памятливых традициях повиновения старшим, на педагогике наставничества, духовности, искренней благодарности за добро, на авторитете заботливого и любящего отца и благочестивой и усердной матери. Их опыт и достойное поведение были залогом послушания и здорового возрастания наследников. Сегодня возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, его вековым корням, таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Одним из направлений моей работы по нравственному воспитанию дошкольников на культурных традициях русского народа, является работа с родителями, в частности молодыми семьями. Мысль о том, что воспитывать нужно, прежде всего, родителей, возникла давно. Уяснение важности семейного воспитания в формировании нравственных качеств личности ещё не обеспечивает его педагогической эффективности. Необходима педагогическая культура родителей.
Для успешного вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс необходимы новые подходы в организации сотрудничества с ними, изменение традиционных форм взаимодействия с семьёй.
В своей практике использую следующие формы работы с родителями : конкурсы - с целью активизировать родителей на совместную творческую деятельность с детьми, укрепления детско-родительских отношений («Любимая сказка», «Рождественские встречи», «Самый интересный овощ»); Досуги: «День рожденья – праздник детства», «Капустница», «Новогоднее чаепитие», «Колядка», «Шутку шутить – народ насмешить» с привлечением родителей. Родители с удовольствием идут на такое взаимодействие. Праздник воспринимается ими уже не как концерт, а как совместное выступление. Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к русскому народному творчеству, к истории своего народа, его традициям, закрепляются социально-нравственные отношения между детьми и взрослыми; Семинары-практикумы, целью которых является просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения позволяют приобрести практические навыки педагогических технологий, игрового партнерства со своим собственным ребенком и его сверстниками («Новый взгляд на старую сказку» с использованием элементов ТРИЗ, «Как играть» и др.); Также были изменены традиционные формы проведения родительских собраний, когда родители приходили только послушать сообщения педагогов и администрации. Собрания проходят в виде презентаций приуроченных к событиям группы (страны, представления опыта работы с детьми, детских театрализованных костюмированных представлений, тренингов с привлечением специалистов ДОУ. Я рада, когда после таких встреч родители обращаются за советом, становятся более внимательными к детям, больше проводят с ними времени. Эта работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит укреплению эмоциональной и духовной близости детей и родителей;
Специально для молодых родителей организован семейный клуб «Родник». Заседания клуба проходят 4 раза в год. Это и одна из форм проведения родительских собраний, и форма проведения дискуссий по вопросам нравственного воспитания дошкольников, и возможность обменяться опытом. На заседания клуба по просьбе родителей приглашаются разные специалисты ДОУ: психолог, логопед, музыкальный руководитель и др. Часто заседания клуба проводят сами родители. Тематика групповых родительских собраний семейного клуба: «Традиции семьи», «Как приучить детей к труду», «Посеешь привычку – пожнёшь характер», «Как преодолеть злость и жестокость». В рамках организации индивидуальной работы с молодой семьей, проводятся индивидуальные беседы и консультации, включающие использование шпаргалки для родителей по социально – нравственному воспитанию ребенка в семье. Благодаря такой комплексной работе опыт молодых родителей по нравственному воспитанию ребенка в семье станет более осознанным, появится активное желание помочь ребенку в формировании нравственного поведения и привычек, и понимание того, что это можно сделать.
Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.
Дети растут. Одно поколение выпускников сменяется другим, но та частичка любви к родной культуре воспитанная в дошкольном возрасте, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.