Юлия Громкова
Формы оздоровительной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем детском саду ежедневно во всех возрастных группах используются различные формы организации работы по физическому воспитанию детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течении всего дня.
Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости наших воспитанников. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Эффективность закаливающих процедур обеспечивают следующие условия:
Публикация «Формы оздоровительной работы в ДОУ» размещена в разделах
- четкая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена);
- рациональная, не перегревающая детей одежда;
- соблюдении режима прогулок во все времена года;
- сон при открытых в группе фрамугах;
- гигиенические процедуры (полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры);
- хождение босиком в группе после сна и летом на прогулке, занятия босиком или в чешках утренней гимнастикой и физкультурой.
Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании поверхности стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола или земли. Именно данное действие и является определяющим, если не единственным в закаливании, поскольку убедительных доказательств в отношении влияния других компонентов в научной литературе не имеется.
Одна из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для придания этому процессу большей эффективности нами меняется последовательность видов деятельности детей в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и осле занятия, на котором дети неподвижно сидели, прогулка начинается с пробежки, динамичной игры, а теплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий- с наблюдения, спокойных игр.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры м физические упражнения на улице.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка – дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребенком жизненного опыта.
Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Кроме подвижных игр в нашем детском саду мы широко используем разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и ходьба, прыжки, лазание, бросание и ловля мяча, преодоление полосы препятствий.
Физические упражнения на свежем воздухе способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка в нашем дошкольном учреждении придается развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях. Причем в каждой возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность. Так, маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, приемам элементарной страховки; в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего выносливость и силу; в старших группах формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность.
Именно поэтому в нашем детском саду используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:
- занятия по традиционной схеме;
- занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;
- занятия – соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;
- занятия серии «Здоровье», которые включены в сетку занятий в качестве познавательного развития. В ходе таких занятий детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
Одним из важнейших компонентов укреплении и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика.
Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики, которая постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Для предупреждения возникновения плоскостопия предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носках и пятках. Музыка, сопровождающая движения, создает бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течении 10 – 12 минут на воздухе или в помещении. В течении всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются открытыми, дети занимаются в чешках или босиком. Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы, разученные предварительно на физкультурном занятии и хорошо знакомые детям.
В перерывах между занятиями, особенно в старших группах детского сада, проводится двигательная разминка. Ее цель – предотвратить развития утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10 – 12 минут, доступны детям с разным уровнем двигательной активности.
С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду поводятся физкультминутки.
Они повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Физкультминутки проводятся воспитателем по мере необходимости во время непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т. д. длительность составляет 3 – 5 минут. Физкультминутки проводятся в многочисленных формах : в виде упражнения общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Каждая физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном учреждении проводиться и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых форточках 7 - 15 мин. В течении года используются различные виды гимнастики.
1. Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лежа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лежа на боку, на животе, сидя. После выполенния упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую комнату и под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально – ритмические или другие движения.
2. Гимнастика игрового характера. Состоит из 3 – 6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («Лыжник», «конькобежец», «петрушка», «цветок»).
3. Пробежки по массажным дорожкам. Сочетаются с контрастными воздушными ваннами проводятся 2 раза в неделю по 5 – 7 мин. Массажная дорожка состоит из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе по дорожке, плавно переходят на бег (1 – 1,5 мин.) и снова переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.
Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо- и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнение органов дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабы, поэтому необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных движениях, причем ритм дыхания и движения образуют одно ритмичное целое. К гимнастическим упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для увеличения ее эластичности, на активное вытягивания позвоночника. Все упражнения проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно, следя за вдохом и выдохом и компенсаторной паузой после выдоха.
Точечный массаж – элементарный прием самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своем здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний. Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например интерферон, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
Оздоровительная работа в нашем детском саду усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками проводится в часы наименьшей инсоляции.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого дошкольного образовательного учреждения.