Лариса Сильнягина
Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
К формам организации музыкальной деятельности детей относятся занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и музыкальное воспитание в семье.
Самостоятельная деятельность ребенка обусловлена окружающей жизнью; мотивами его поступков, интересы связаны с опытом, накопленным в процессе обучения, игр, развлечений, праздников.
Публикация «Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В «Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования» «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой есть раздел «Самостоятельная художественная деятельность». Она объединяет действия детей, связанные с разными видами искусства (рисованием, пением, чтением стихов и т. д., каждое из которых имеет свое самостоятельное развитие.
Младшая группа:
- Побуждение детей заниматься изобразительной деятельностью, рассматривать иллюстрации в книгах, играть в разнообразные игры; разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, обыгрывать народные песенки, потешки.
- Поддерживать желания детей петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками. Создание соответствующей среды для успешного осуществления самостоятельной деятельности детей.
Средняя группа:
- Содействие развитию индивидуальных предпочтений в выборе разнообразных видов деятельности, занятий различного содержания (познавательного, спортивного, художественного, трудового).
-Формирование творческих наклонностей каждого ребенка. Побуждение детей к самостоятельной организации выбранного вида деятельности.
Старшая группа:
- Создание условий для развития индивидуальных способностей и интересов детей. Формирование умения и потребности организовать свою деятельность, соблюдать порядок и чистоту. Развитие умения взаимодействовать со сверстниками, воспитателями, родителями.
- Развитие художественных наклонностей в пении, рисовании, музицировании.
-Поддержка увлечений детей разнообразной художественной и познавательной деятельностью; создание условий для посещения кружкой и студий.
Подготовительная группа:
- Совершенствование самостоятельной музыкально-художественной и познавательной деятельности.
-Формирование потребности творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью : музыкальной, изобразительной, театральной и др.
В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурками, куклами).
Детское музицирование характеризуется тем, что ребенок должен сам ориентироваться в музыке — сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести или сочинить
Для характеристики детской деятельности важно отметить следующее: источник, откуда они черпают свои музыкальные впечатления; интересы детей, отдающих предпочтение тем или иным песням, хороводам, какому-либо виду деятельности; формы организации самостоятельной деятельности.
Источником возникновения детского музицирования являются прежде всего музыкальные занятия.
Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Их систематически побуждают к самостоятельным действиям. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Например, на занятиях дети часто поют в сопровождении инструмента. Но если их будут учить петь без сопровождения, то они смогут сами по своему желанию петь без поддержки фортепиано.
Многие ребята любят танцевать, маршировать под музыку.
Но если они научатся напевать плясовую мелодию, марш, то уже смогут без помощи взрослого сопровождать движения своим пением.
Другим источником, питающим самостоятельное музицирование детей, являются праздники, развлечения. Это яркие страницы жизни ребенка. Многие воспитатели отмечают, что сразу после проведения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх. Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют.
Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности в семье. Самые распространенные из них — это детские музыкальные радио- и телепередачи. Любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах, коллекционирование грамзаписей и т. д. оказывают влияние на музыкальное развитие детей, на их самостоятельное музицирование.
Фильмы с музыкальным сопровождением, увлекательные мультфильмы с занимательными персонажами вызывают у ребенка желание повторять полюбившиеся ему песни.
Для самостоятельной музыкальной деятельности необходимы следующие условия: правильный подбор игрушек и пособий для каждой группы с учётом возрастных особенностей детей, целесообразное их размещение, периодичность внесения.
Детские музыкальные инструменты : со звуком неопределённой высоты (погремушки, бубны, барабаны, маракасы, тарелки, румбы, треугольники, кастаньеты, трещотки, деревянные палочки); с диатоническим и хроматическим звукорядом ударные (металлофон, ксилофон).
Неозвученные музыкальные игрушки : пианино, балалайка, гармошка; игрушки-инструменты: трёхступенчатая, пятиступенчатая, восьмиступенчатая лесенка с дополнительным мелким игровым материалом (матрёшки, солдатики, птицы, животные).
Озвученные музыкальные игрушки : музыкальная книжка, музыкальный молоточек, органчики, музыкальная шкатулка, музыкальные волчки, музыкальные колокольчики.
Настольные музыкально-дидактические игры - «Музыкальное лото», «Кто в домике живёт», «Учитесь танцевать», «Сколько нас поёт» и др.
Атрибуты: шапочки и маски, детские костюмы в соответствии с содержанием хороводных музыкально-дидактических игр, игр с пением; с теми персонажами, которые были введены на праздничных утренниках, развлечениях и т. д.
Различные виды театра: театрально-игровая деятельность детей стимулирует «музицирование» (синтез пения, декламации, игры на детских музыкальных инструментах).
Как лучше разместить игрушки и пособия в игровой комнате?
Основной принцип размещения - целесообразность. Каждую музыкальную игрушку, пособие должны использовать по назначению: музыкально-дидактические игры размещаются там же, где и настольно-печатные игры; игрушки-инструменты (озвученные, неозвученные) - в игровом уголке, туда же целесообразно поместить такой игровой материал, как CD-плейер (бутафорский) с дисками, телевизор с кинолентами и т. д. ; атрибуты, шапочки-маски для игр с пением, хороводных музыкально-дидактических игр - в физкультурном уголке; детали костюмов - в уголке ряжения или в речевой зоне, где сосредоточены материалы для театрализованных игр.
Следует определить место для детских музыкальных инструментов. Для этого можно отвести отдельный столик, место в шкафу, подвесную полку (на высоте, удобной для детей). При этом «уголок детских музыкальных инструментов» может быть размещён как в игровой комнате, так и в спальне, в раздевалке, холлах (при соответствующих условиях конкретного дошкольного учреждения).
Младшая группа: бубен, барабан (с кожаной основой, погремушки, колокольчики, деревянные палочки (бамбуковые, например).
Средняя группа: деревянные палочки, деревянные ложки, треугольник, металлофон (во второй половине года).
Старшая группа: металлофоны, румба, треугольник, трещотка, бубны.
Подготовительная к школе группа: маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны и др.
Кроме названных детских музыкальных инструментов могут быть использованы и другие в соответствии с имеющимся в конкретном дошкольном учреждении ассортиментом инструментов и с учётом предпочтений музыкального руководителя.
Одновременно в «Уголке детских музыкальных инструментов» могут помещаться инструменты трёх-четырёх видов. В течение года они заменяются другими, убираются и вносятся вновь.
Важно, чтобы каждый инструмент вносился только после того, как дети освоили способ звукоизвлечения на нём и приобрели минимальный запас умений, навыков игры на данном музыкальном инструменте.
Духовые детские музыкальные инструменты (по соображениям гигиены) не используются в самостоятельной деятельности, поэтому в эти уголки их помещать не следует. Самостоятельная музыкальная деятельность -начальный путь к самообучению.