Приложение МААМ

Формы, методы и средства нравственного воспитания младших школьников

Юлия Кашеварова
Формы, методы и средства нравственного воспитания младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из педагогических условий, обеспечивающих эффективность нравственного воспитания младших школьников, является использование различных форм, методов, и средств.

Свое влияние на воспитание, в том числе и нравственное воспитание, учащихся в семье школа осуществляет через разнообразные формы организационно-педагогической работы с родителями: посещение учащихся дома, родительские лектории, родительские собрания, организация совместных внеклассных мероприятий для детей и родителей, а также организация различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов, практикумы, дни открытых дверей, диспуты, ролевые игры, индивидуальные консультации.

Публикация «Формы, методы и средства нравственного воспитания младших школьников» размещена в разделах

Нравственное развитие и воспитание учащихся младших классов осуществляется, прежде всего, в процессе обучения. Урок – это форма разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.

На каждом этапе урока необходимо опираться на мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы детей, правильно выбирая методы нравственного воспитания.

Учителю необходимо привносить в уроки внеклассную деятельность больше эмоциональности не только с помощью художественных образов, но и с помощью современных технических средств. Эмоциональная насыщенность общей деятельности объединяет ее участников, учит сопереживать.

Обязательным элементом на уроке должно быть моделирование жизненных ситуаций посредством обращения к личному опыту детей и их размышлений по обсуждаемой теме. [14]

Существует множество методов нравственного воспитания. Но единой классификации многочисленных способов педагогического воздействия нет.

Выделяют отдельно методы формирования сознания личности (влияния, создающие смыслообразующие мотивы, или методы убеждения (как их называли в прошлые годы).

Методы этой группы очень важны и для успешного формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Создавая яркие, волнующие образы, можно развить у учащихся младших классов глубокие, искренние чувства и нравственные качества.

Именно убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания.

Убеждения можно достичь использованием различных приемов и методов : чтением и анализом библейских притч, басен, назидательных рассказов; этическими беседами, разъяснениями, внушениями, диспутами, примерами. [6]

К методам словесно-эмоционального воздействия относятся: рассказ, разъяснение, этическая беседа и метод наглядно-практического воздействия.

Наиболее часто используемый в начальных классах метод - это рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Рассказ воздействует на чувства школьника, помогает ему понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

Разъяснение – это метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Отличие разъяснения от объяснения и рассказа -ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность.

Для учащихся младших классов применяются элементарные приемы и средства разъяснения : «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п. Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе : нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т. д.

Другой метод нравственного воспитания – этическая беседа – метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, а также средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.

Этическая беседа – это метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитателя и воспитанников. [6]

В этические беседы для младших школьников включают инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию, не забывая, что в ходе ее должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. После проведения этической беседы педагог должен провести работу по углублению выявленных нравственных понятий, норм поведения, организовав практическую деятельность детей.

Метод примера – имеет исключительную воспитательную силу. Механизм его воздействия: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании. Пример действует на уровне первой сигнальной системы. Он дает конкретные образцы для подражания, активно формируя сознание, чувства, убеждения, активизируя деятельность. В качестве примеров для младших школьников главным образом служат пример родителей, воспитателей, друзей. Большой воспитательной силой обладает пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых. Психологическая основа примера – подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. [6]

Важно предупреждать возможные случаи появления пассивно-созерцательных идеалов. Они служат не столько побудителем к действию, сколько предметом любования, бесплодной мечтательности.

Необходимо обращать внимание учащихся на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы.

Несомненно, одним из главных субъектов примера выступает педагог. От его личного примера, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета зависит во многом уровень нравственной культуры подопечных. Учитель начальных классов для большинства младших школьников – это авторитет, дети готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно. [6]

В. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». В своих работах он писал: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». [34]

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников стороной будет нравственное воспитание : дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

В процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство школьников с окружающей средой : туризм, экскурсии по городу, на производство.

Экскурсии с учащимися проводятся в течение всего учебного года и имеют различные цели. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, учитель создает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения.

Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию – природе.

Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные : в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа.

Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы – помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.

Этическая беседа требует от учителя большой душевной близости к детям. Ребята должны доверять учителю, любить его, только в этом случае у них появляется стремление поделиться своими мыслями. Учитель в ходе беседы проявляет уважение к внутреннему миру ребенка, остерегается прямолинейности, бестактности.

Этическая беседа проводится двумя путями – индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах этическую беседу можно строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам.

Особенность проведения этических бесед в начальных классах школы в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.

Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом.

Неотъемлемой частью учебной деятельности в начальных классах является чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг, которые помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

Важное значение для идейного и нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса.

Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям. Для выявления уровня сформированности нравственной воспитанности школьников необходимо использовать произведения разных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы с учащимися на нравственные темы, расширяя тем самым от класса к классу нравственные представления и знания учащихся.

Мы рассмотрели, какие существуют формы, методы и средства формирования нравственного воспитания младших школьников.

Формы организационно-педагогической работы по нравственному воспитанию младших школьников : посещение учащихся дома, родительские лектории, родительские собрания, организация совместных внеклассных мероприятий для детей и родителей, а также организация различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов, практикумы, дни открытых дверей, диспуты, ролевые игры, индивидуальные консультации.

К методам словесно-эмоционального воздействия относятся: рассказ, разъяснение, этическая беседа и метод наглядно-практического воздействия.

К средствам организации нравственного воспитания младших школьников относятся : чтение и разбор статей, этические беседы, экскурсии, туризм.

В совокупности перечисленные формы, методы и средства дадут положительный результат в процессе нравственного воспитания, которое будет считаться эффективным.

Публикации по теме:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельностиРайонное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы, методы и средства нравственного воспитания младших школьников
Опубликовано: 7 апреля 2023 в 08:17
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы, методы и средства нравственного воспитания младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кашеварова (УИ 3035802) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД