Александра Бассардинская
Формы и содержание работы с родителями детей с ОНР I
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогического сопровождения является работа с семьями (родителями) детей с ОНРI.
Работе с родителями детей не имеющими речи неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт с окружающим миром сужен, поэтому неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении вопросов социальной адаптации и воспитания детей.
Публикация «Формы и содержание работы с родителями детей с ОНР I» размещена в разделах
Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии - «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов.
Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии.
Партнерство - это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.
Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель др. Разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на просвещение и психологическую поддержку родителей.
Ожидаемый результат:
Появление интереса родителей к работе ДОУ
Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах
Увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам
Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ
Рост удовлетворенности родителей работой педагогов и ДОУ в целом
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются неговорящие дети, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и оптимизация детско-родительских отношений.
Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:
1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики, психологии развития и логопедии
3. Обучить родителей приемам вызывания речи, развития познавательных функций ребенка в игровой форме.
4. Создать условия для эмоционального сближения членов семьи;
5. Выработать новые навыки взаимодействия с ребенком
.
Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с отсутствием речи.
Зачастую родители неговорящего ребенка, не понимают всю сложность ситуации, отрицают проблему в развитии ребенка (еще маленький, у кого-то из родственников так было, используют неконструктивные формы взаимоотношений с ним (предугадывают все желания, не давая возможности попросить, действуя по жесту или взгляду ребенка, сводят до минимума свою речь (мало разговаривают или подменяют общение телевизором или компьютером, так же возможно и другая крайность: бесконечный поток речи, непонятной ребенку
Принципы работы с родителями неговорящих детей
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.
3. Принцип доступности
Формы организации психолого-педагогической помощи семье.
. 1. Коллективные формы взаимодействия
2. Индивидуальные формы работы.
. 3. Формы наглядного информационного обеспечения.
Рассмотрим подробнее:
1. Коллективные формы взаимодействия.
1.1. Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ 3 раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года.
Задачи:
- Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержания коррекционно-образовательной работы;
- Решение организационных вопросов;
- Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.
1.2. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости.
Задачи:
- Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
- Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;
- Решение текущих организационных вопросов.
1.3. “День открытых дверей”. Проводится администрацией ДОУ.
Задача:
-Знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.
1.4. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОУ с привлечением родителей.
Задача: - Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.
1.5. Работа клуба для родителей «Содружество», первая ступень, которого группа «Малышок» для родителей неговорящих детей.
Задачи:
1. Обучить родителей специальным коррекционным, методическим и воспитательным приемам, необходимым для проведения занятий с детьми дома.
2. Корректировать понимание родителем проблем его ребенка, а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка.
3. Корректировать неконструктивные форм поведения родителя, их заменять на продуктивные формы взаимоотношений.
4. Формировать адекватную социальную самооценку родителя.
Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только
содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
2. Индивидуальные формы работы.
2.1. Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.
Задача:- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.
2.2. Родительский час. Проводится учителями-логопедами один раз в неделю во второй половине дня.
Задача: - информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком.
2.3. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.
Задачи:- сбор необходимой информации о ребенке и его семье;
- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей
- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей.
- определение оценки родителями работы ДОУ
2.4. Папки для домашней работы
3. Формы наглядного информационного обеспечения.
3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, “Развиваем руку, а значит и речь”, “Игра в развитии ребенка”, “Как выбрать игрушку”)
Задача: - информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ.
3.2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.
Задачи:
- ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;
-привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
3. 3. «Почтовый ящик» Это коробка в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или заседаниях родительского клуба. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.
3.4 Семейная газета
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.