Наталья Зенова
Формы и методы образовательной работы со старшими дошкольниками по приобщению детей к чтению художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
На данный момент актуальная проблема у детей дошкольного возраста, это приобщение к книжной культуре. Часто просматривается дефицит чтения у детей, выход из которого не возможен без раннего приобщения ребёнка к книге и чтению. В век компьютерных технологий, дети чаще обращаются к электронным текстам, чем к обычным книгам.
Дошкольный возраст – первый возраст для включения ребёнка в читательскую деятельность, так как именно в эти годы у него формируется интерес к книге, и закладываются основы разносторонней читательской деятельности.
Публикация «Формы и методы образовательной работы со старшими дошкольниками по приобщению детей к чтению художественной литературы» размещена в разделах
Развитие основ книжной культуры как части духовной культуры, выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, в привитии интереса к чтению и направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества, должно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей.
Интерес к книге, желание общаться с книгой формирует общество, в котором ребёнок воспитывается.
Ценность книги и чтения до недавнего времени была неоспорима, однако сегодня, ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В своей статье «Россия: национальный вопрос» президент В. В. Путин, пишет «…наша нация всегда была читающей нацией, однако в последние годы уровень интереса к чтению резко упал. Современные школьники не любят, не хотят читать.». В век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Аудио - и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней : ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры.
Как же влияет художественная литература на развитие детей? Входя в жизнь человека еще в дошкольном возрасте, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение книги, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Всё последующее знакомство с литературой будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Поэтому проблема приобщения детей к чтению волнует сегодня каждого воспитателя, поскольку чтение играет очень важную роль в образовании и развитии личности ребенка.
Что происходит с современным детским чтением? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя начальных классов и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить читать нельзя, чтением надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как же увлечь чтением, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема уже в дошкольном возрасте при подготовке детей к школьной ступени обучения.
Знакомство дошкольников с книжной культурой, детской литературой в детском саду, согласно ФГОС дошкольного образования, является средством речевого развития детей и способствует обогащению активного словаря дошкольников, связной диалогической и монологической речи, развитии речевого творчества. Одним из ведущих видов деятельности для реализации содержания целей и задач образовательной программы, в соответствии с ФГОС, является познавательно-исследовательская деятельность.
Основная работа по приобщению детей к чтению художественной литературы осуществляется в непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой, а также в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, родителями. Обучение происходит опосредованно, в интегрированных формах образовательной деятельности.
В ходе реализации программы используются следующие формы работы с детьми :
- непосредственно-образовательная деятельность;
- поисково-познавательная деятельность;
- литературно-познавательные викторины;
- познавательные вечера «Сейчас узнаем»;
- литературные вечера «В этот вечер у нас»;
- экскурсии в городскую библиотеку, библиотеку детского сада;
- создание коллажей, классификационных таблиц;
- литературные театрализованные игры и инсценировки;
- словесно-речевые игры на основе литературных текстов;
- тематические выставки, выставки детского творчества по литературным произведениям;
- конкурсы чтецов на уровне ДОУ, города;
- конкурсы детского творчества на уровне ДОУ, города.
В процессе организации непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой проводится чтение следующих видов :
- Тематическое (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни; знакомятся с историей возникновения книг; разными жанрами художественных произведений);
- Теоретическое (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями (не называя терминов, необходимыми для выявления художественных особенностей текста);
- Аналитическое (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и художественных особенностей);
- Творческое (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников).
При организации тематического чтения решается задача закрепления умения слушать чтение книги, умения правильно обращаться с ней. На данном этапе у детей формируется представление о том, как создается книга; дети знакомятся с понятиями «автор», «писатель», «иллюстрация», «художник детской книги». Дети знакомятся с разными жанрами художественных произведений : поэтическими произведениями, в которых изображается красота природы, при этом детям предлагаются стихи разных авторов и предлагается сравнить, как поэты по – своему описывают красоту природы, сказками (авторские, народные, прозаическими текстам (повести, рассказы). На основе полученных представлений о том, как создается книга, дети знакомятся с составными частями книги: обложка, страницы, корешок, переплет.
В старшем дошкольном возрасте знакомим детей с художественными особенностями жанра сказок, как фольклорном жанре устного народного творчества. В сказке происходят волшебные превращения, которые не бывают в жизни, определенное начало сказок, действия в сказке происходят несколько раз, чаще всего три раза; в сказке есть герои – добрые, есть злые; многие сказки имеют одинаковое начало и конец. Расширяя представления детей о разных видах сказок, в данном возрасте знакомим детей со сказками «с бродячим сюжетом» (сказками разных народов, близкими или похожими по содержанию).
Продолжаем расширять представления о жанрах художественной литературы - стихотворениями, рассказами – повествованиями о том, что может быть на самом деле. Расширяем представления детей о фольклорных жанрах, знакомим детей с былинами, пестушками, колыбельными, загадками, поговорками, пословицами, считалками и др. Это происходит и в процессе игр, наблюдений в природе и др. Играя, наблюдая ребенок обращается к дождю, радуге, солнцу и при этом использует потешки, заклички, песни и др.
В процессе организации чтения, в доступной форме, дети знакомятся с биографиями поэтов и писателей, проводятся литературные викторины, где расширяются и уточняются знания детьми произведений того или иного автора.
Знакомство детей с художественными произведениями осуществляется и в театрализованной деятельности. При организации данного вида деятельности знакомим детей с понятиями «театр», «пьеса», «действующие лица», «ремарка». Вместе с педагогом дети инсценируют произведения, при этом оформляя сцену к инсценировке знакомятся с профессиями театра - художники - декораторы, художники по костюмам, костюмер, билетер.
При проведении творческого чтения, для развития образного мышления детей, их творческого развития, предлагаются задания дописать, либо изменить концовку к прочитанному отрывку сказки, сочинить свою сказку. Предлагается мысленно нарисовать картинки к загадкам. Также детям предлагаются следующие творческие задания: нарисовать иллюстрации к прочитанному произведению; составить рассказ по заданной ситуации с определенным началом или концом, определенной системой образов (темы и ситуации, предлагаемые для сочинения рассказа, берутся из детской жизни, должны быть близкими, понятными, интересными детям); организуются игры с подбором рифм к названным словам; драматизация произведений.
В процессе приобщения детей к художественной литературе широко используются познавательно-исследовательская деятельность. Познавательно-исследовательская деятельность - понимается как форма активности ребенка, направленная на знакомство с новыми объектами и способами их использования, постижение связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизация на содержании литературных текстов. Возможность проведения самостоятельных исследований и создание детьми собственных творческих проектов в дошкольном возрасте ограничены в силу их возрастных особенностей. Поэтому в детском саду педагоги обучают детей специальным исследовательским умениям и навыкам.
В старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами.
Проектная деятельность, как метод познавательно-исследовательской деятельности, позволяет детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем. Проектная деятельность, используемая в процессе ознакомления старших дошкольников с книгой, включает в себя:
- задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
- целенаправленную детскую деятельность;
- организация взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
- результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
В процессе приобщения к чтению художественной литературы с детьми реализуются такие проекты: «Откуда пришла книга», «Детское книгоиздательство», «Выставки книг» (тематические выставки для детей подшефной группы «Мои любимые сказки», «Любимые литературные герои» и др.)
Реализация проектов включает в себя следующие этапы:
- погружение в проект;
- организация деятельности;
- презентация результатов.
На основе содержания литературных текстов, привлекаем внимание детей, интерес к исследовательской деятельности, обучая следующим исследовательским умениям (по А. И. Савенкову) :
- видеть проблемы;
- выдвигать гипотезы;
- ставить вопросы;
- классифицировать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы.
Развитие умений видеть проблемы.
Используя содержание литературных текстов, детям предлагаются следующие задания, в процессе выполнения которых они учатся смотреть на одни и те же события с разных точек зрения:
- «Посмотри на мир глазами героев произведения»,
- «Составь рассказ от имени другого персонажа» (от имени разных героев, неживых объектов, присутствующих в произведении);
- «Составь рассказ, используя данную концовку произведения»;
- «Назови как можно больше признаков предмета».
Развитие умений выдвигать гипотезы:
В процессе чтения литературных текстов дети совместно с педагогом выделяют проблемные ситуации по содержанию произведения, детям предлагается высказать предположения для разрешения той или иной ситуации, используя следующие слова: может быть, предположим….,допустим…. возможно….
Развитие умений задавать вопросы:
В ходе бесед с детьми по содержанию художественных произведений детям предлагается задавать вопросы для установления причинно-следственных связей. Для тренировки умения задавать вопросы используются следующие упражнения:
- «Найди заданное слово»;
- «Угадай, о чем спросили»;
- «Найдите причину событий с помощью вопросов»;
Развитие умений классифицировать:
Классификация является важной мыслительной операцией. Она облегчает процесс изучения действительности, выявляет закономерности. В процессе реализации проектов, детям предлагаются следующие задания классифицирования по разным основаниям:
- «Продолжи ряд»;
- «Набор картинок»;
- «Найди ошибку».
Развитие умения и навыков экспериментирования:
Эксперимент – это метод познания, при помощи которого исследуются явления окружающего мира и мира природы. Эксперимент предполагает проведение каких –либо практических действий с целью проверки выдвигаемых предположений. В процессе знакомства детей с художественными произведениями для проверки гипотез, выдвигаемых детьми для решения проблемных ситуаций используются мысленные эксперименты, эксперименты с реальными объектами.
Мысленный эксперимент – мысленное представление воображаемых действий с объектом, рассуждение по поводу этих действий, формулирование выводов. Так, например, при чтении сказок про животных детям предлагается ответить на вопрос: «Что будет, если в реальной жизни животные будут говорить как люди?».
В процессе чтения художественных произведений у детей расширяются сведения об окружающем мире. Для расширения кругозора детей, развития интереса к содержанию литературного текста, оказания помощи его персонажам используются эксперименты с реальными объектами. Так, например, в беседе после прочтения русской народной сказки «Волк и лиса», перед детьми ставится проблемная ситуация «Как помочь волку, чтобы его хвост остался целым?». Детьми выдвигаются разные гипотезы. Проводятся опыты со льдом.
В процессе ознакомления с художественными произведениями моделирование служит средством планирования пересказа содержания рассказа, сказки; является наглядной опорой для быстрого заучивания стихотворения.
Важную роль в формировании у дошкольников книжной культуры играет организация книжных выставок, книжных уголков.
Книжный уголок - особое место, где ребёнок самостоятельно, по своему вкусу выбирает книгу и спокойно рассматривает ее, «перечитывает». Своеобразие этой работы определяется тем, что он видит книгу не у взрослого в руках, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам.
В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель удовлетворять читательские интересы детей.
Таким образом, литературное развитие дошкольника можно определить, как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности.