Султанова Альбина
Формы детской деятельности, направленные на развитие инициативы и самостоятельности дошкольника и экологическое воспитание
▼ Скачать + Заказать документы
Формы детской деятельности, направленные на развитие инициативы и самостоятельности ребенка– дошкольника. Экологическое воспитание.
Публикация «Формы детской деятельности, направленные на развитие инициативы и самостоятельности дошкольника и экологическое воспитание» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
СЛ. 2 - В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Сл 3 - В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования (п. 1.4 абзац 2 - 4, 7 ФГОС ДО) является:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
Сл 4 - Что же такое Самостоятельность и инициативность?
• Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
• Самостоятельная деятельность предполагает потребность заниматься любимым делом. Дети объединяются в подгруппы по интересам и индивидуально-личностным особенностям, для игровой деятельности, увлеченно занимаются художественным творчеством, театрально-игровой деятельностью, экспериментированием.
• Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
• Инициативность проявляется во всех видах детской деятельности, но ярче всего в коммуникативной, познавательно – исследовательской, игровой, изобразительной. Это важнейший показатель развития детского интеллекта.
Сл 5 - Воспитание в ребенке самостоятельности и инициативы через экологию
• Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.
• Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Сл 6 - В этом направлении мы используем следующие формы :
- экологические занятия;
- экологические экскурсии;
- уроки мышления;
- экологические конкурсы; КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес";
- экологические акции;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- Трудовой десант;
- Зеленый патруль;
- лаборатория юного эколога;
- ведение календарей природы;
- экологические выставки и экспозиции;
- экологические проекты;
- день (неделя) экологического творчества;
- экологические праздники и фестивали;
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.);
- экологические сказки и т. д.
Сл 7, 8, 9 – Экологическая проектная деятельность
В экологической проектной деятельности мы используем такие виды деятельности, как игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, изобразительная, коммуникативная.
Сл 10 - Элементарная поисковая деятельность. Юный эколог.
Элементарная поисковая деятельность строится нами на совместной работе воспитателя и детей, направленной на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность активизирует самостоятельность и инициативу детей, что способствует открытию ими новых знаний и способов познания.
Сл 11 – Опытно-экспериментальная деятельность
Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность, самостоятельность и инициативу.
Сл 12 – Юный огородник
Труд детей в природе содействует их всестороннему развитию. Он расширяет
кругозор детей. Они знакомятся со свойствами и качествами объектов природы. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.
Сл 13 – Экологический десант
Проводится в нашем детском саду 2 раза в год совместно с родителями, что позволяет говорить о формировании в семье культуры экологического поведения и социальной ответственности за природу.
Сл 14 - Экологические праздники и досуги
Экологические праздники и досуги вызывают у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание.
Выводы:
Каждый вид деятельности, используемый нами в детском саду, оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
В продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.
Мы понимаем, что на дошкольном этапе экологического образования важно, чтобы общение детей с природой было радостным, что послужит основой для развития чувства доброты, гуманности и понимания ценности жизни, целостности мира природы.
Познавательный интерес, формируемый в различных видах деятельности как элемент положительной мотивации, является ведущим фактором развития самостоятельности и инициативности дошкольников в рамках экологического воспитания.