Дьяконицына Екатерина дмитриевна
Формирующее оценивание как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы значимости технологии формирующего оценивания в повышении качества образования. Приводятся примеры техник формирующего оценивания. Статья будет интересна практикующим учителям -предметникам.
Annotation. The article deals with the importance of the technology of formative assessment in improving the quality of education. Examples of formative assessment techniques. The article will be of interest to practicing teachers.
Публикация «Формирующее оценивание как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся» размещена в разделах
Ключевые слова: формирующее оценивание, критериальное оценивание, техники формирующего оценивания, рубрикаторы, карты понятий, дискриптор.
В настоящее время в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования.
Согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, на сколько, он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.
В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.
Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание (formative assessment). Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.
Суть формирующего оценивания : не просто зафиксировать результат, а выяснить, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии. И если данные окажутся неудовлетворительными, то на основе полученной информации внести в него необходимые изменения.
Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Формирующая оценка – это пошаговое движение ученика к максимально лучшему результату через постоянную рефлексию сегодняшних достижений. Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах.
Согласно ФГОС, оценивать достижения должны уметь и сами обучающиеся. Так, среди метапредметных результатов, определённых ФГОС ООО, присутствуют следующие умения, которыми должны овладеть школьники на уровне основного общего образования [Примерная основная образовательная программа основного общего образования (от 08.04.2015 г. № 1/15 в действующей редакции; п. 1.2.4 ].
Система критериального оценивания дает возможность :
• определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал,
• определить, сформирован ли тот или иной практический навык,
• сверить достигнутый обучающимся уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач).
Как говорит Марина Александровна Пинская: «Ученику необходим доступ к оцениванию. То есть учитель, всегда остававшийся контролером – монополистом, должен поделиться с учеником инструментом оценивания, раскрыть ему основания, критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах»
При организации критериального оценивания следует руководствоваться следующими правилами:
1. Критерии оценки должны быть известны детям: они либо даются в готовом виде и обсуждаются, либо вырабатываются совместно.
2. Критерии должны быть чёткими и понятными для детей.
3. Критерии оценки любой работы известны детям до её выполнения.
4. В случае возникновения разногласий при оценке по какому-либо критерию, следует обсудить все варианты и выбрать действительно объективный.
Одним из наиболее популярных инструментов оценивания, основанного на заранее заданных и понятных ученикам критериях, являются так называемые «Оценочные рубрики», именно такое название закрепилось за этой оценочной методикой в литературе. Но часто используют и другое название: говорят критериальные рубрики или просто рубрикаторы. Марина Александровна Пинская называет такой подход к оцениванию техниками или методиками.
«Рубрики» представляют собой таблицы, которые содержат критерии для оценки выполнения самых разнообразных заданий. Чтобы определить критерии, учителю необходимо сформулировать учебные цели той работы, которую будут выполнять ученики, и результаты, которых они должны достичь. Именно с заданными учебными целями и результатами должны соотноситься оценочные критерии. По сути, критерии служат ученикам гидом, показывают им, что они должны продемонстрировать в той или иной работе, что должны уметь. Очень полезно начать с того, чтобы вместе с учениками обсудить стоящие перед ними учебные цели и те результаты, к которым они стремятся. Описание желаемых учебных результатов – это основа критериев для оценки работы.
В качестве примера приведем рубрикатор к заданию на уроке химии в 8 классе. Задание: сравните физические свойства веществ, результаты занесите в таблицу. Как различить эти вещества?
Свойства Мел и поваренная соль Уксусная кислота и нашатырный спирт
Сходства Агрегатное состояние
Цвет
Запах
Растворимость в воде
Различия Агрегатное состояние
Цвет
Запах
Растворимость в воде
Рубрикатор.
Баллы Элементы содержания
1 Указаны черты сходства свойств мела и поваренной соли
2 Указаны черты сходства свойств уксусной кислоты и нашатырного спирта
1 Указаны черты различия свойств мела и поваренной соли
2 Указаны черты различия свойств уксусной кислоты и нашатырного спирта
2 Сделан вывод, как знания физических свойств веществ помогают на практике различать вещества.
Далее составляется дескриптор для каждого критерия. Дескриптор описывает качественный уровень выполнения задач (степени достижения цели). Рассмотрим еще некоторые оценочные техники формирующего оценивания, используемые на уроках географии, химии, биологии.
На этапе актуализации знаний эффективен краткий пятиминутный обзор по теме урока. В течение нескольких минут учитель просит учеников письменно ответить на вопросы по материалу, необходимому для освоения новой темы. Проверка осуществляется с целью вычленить те вопросы, которые необходимо повторить. Например, на уроках географии, перед изучением темы «Климатические пояса» в 7 классе можно предлагаются следующие вопросы: Что такое воздушная масса? Какие типы воздушных масс Вам известны? Как нагревается Земля в течение года?
Для информации о том, как ученики воспринимают происходящее на уроке, включая общее отношение к предмету, к собственному учению, используем опросники самодиагностики.
Предлагаемый опросник обычно состоит из ряда утверждений, которые ученик должен рассмотреть и определить степень своего согласия или несогласия с ними по определённой шкале. При помощи диагностического опросника, происходит не только самодиагностика (самооценка) учащегося, но и повышается самостоятельность и мотивация в освоении учебных умений. Ниже приведен пример такого опросника на уроке географии по теме «Государственные границы России».
Насколько уверенноты чувствуешь себя в следующих ситуациях? Ответы учащихся
Очень уверенно Уверенно Довольно уверенно Неуверенно
Я могу показать на карте пограничные государства РФ и назвать их.
Я могу назвать столицы пограничных государств.
Я могу рассказать и показать на карте чем омывается Россия.
Я могу рассказать о символах России.
Широко известная методика составление тестов учащимися требует выполнения множества действий: очертить для себя границы темы, вспомнить, что он знает из этой темы, структурировать знания, составить высказывание, касающееся темы и имеющее форму вопроса, спрогнозировать ответ. Учащиеся демонстрируют учителю свой стартовый уровень знаний, свою заинтересованность в их расширении и углублении.
Очень эффективна при изучение терминов, фактов, понятий и связей между отдельными понятиями следующая техника формирующего оценивания - карта понятий. Карта понятий позволяют не только оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета и темы, но и удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.
Используем несколько вариантов данной методики.
Заполнение карт. Составляется карта понятий, а затем убираем все подписи в рамках (т. е. собственно названия понятий, сохраняя подписанные связи-линки. Ученики подписывают пустые рамки так, чтобы вся структура, изображённая на карте, приобрела смысл.
Выборочное заполнение карты понятий. 1/3 понятий из карты убираем и, извлеченные понятия, помещаем в пронумерованный список, приложенный к карте. Ученики выбирают нужные понятия и вставляют их в соответствующие рамки.
Карта для выборочных понятий. Учащимся предлагается список из
10–20 понятий, на основе, которого необходимо построить карту, используя только эти термины. Акцент здесь делается на установлении взаимосвязей и постепенном усложнении тех структурных конструкций, которые могут построить ученики, опираясь на свои знания в данной области.
Картирование-выращивание. Рассмотрим вариант, известный как «микрокартирование». Учитель задает маленькую сеть, объединяющую всего 5–10 понятий, и предлагает ученикам построить карту, используя эти понятия плюс такое же число понятий, которые они добавят, опираясь на собственные знания данной темы.
Примеры карт понятий по биологии.
Говорят, что если не решается задача, надо поменять способ решения. Если перепробовали все способы, а решения все нет – вы решаете не ту задачу. Пусть никто, хотя бы в ближайшей перспективе, не будет иметь оснований обвинить нас с вами в том, что неверно, не теми способами мы решаем главную задачу образования – повышение его качества.
Список литературы
1. Пинская М. А. Формирующее оценивание : оценивание в классе / М. А. Пинская. – М. : Логос, 2012.
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (от 08.04.2015 г. № 1/15 в действующей редакции; п. 1.2.4
3. Шамова Т. И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М. : Педагогическое общество России, 2012.
4. Фишман И. С., Голуб Г. Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся. – СПб. : Учебная литература, 2012.
Дьяконицына Екатерина Дмитриевна,
заместитель директора,
Гатенюк Людмила Борисовна,
учитель химии и биологии
МОУ «СОШ №13» Г. ВОРКУТЫ