Залукаева Ольга Владимировна
Формированию словаря и лексико-грамматического строя речи у детей 4–5 лет и 5–7 лет по лексической теме «Овощи»
Своевременное развитие словаря и грамматически правильной речи – один из важных факторов подготовки к школьному обучению, профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте. Упражнять детей в употреблении грамматических форм слов эффективнее всего на материале лексических тем. Предлагаю ряд упражнений по лексическим темам «ОВОЩИ», «ФРУКТЫ», которые позволят закрепить и расширить словарный запас ребенка, закрепят навык словообразования и словоизменения
Публикация «Формированию словаря и лексико-грамматического строя речи у детей 4–5 лет и 5–7 лет по лексической теме „Овощи“» размещена в разделах
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
У многих детей старшего дошкольного возраста отмечаются недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи :
• дети с трудом могут подобрать нужное слово,
• неправильно употребляют предлоги,
• неправильно изменяют окончания слов,
• не согласуют слова между собой,
• с трудом могут составить распространенные предложения и т. п.
А ведь речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря – это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития.
Своевременное развитие словаря и грамматически правильной речи – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому так необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте. Из опыта работы могу сказать, что упражнять детей в употреблении грамматических форм лучше всего на материале лексических тем.
Упражнения для детей 4-5 лет
1. Рассмотрите с ребенком натуральные овощи : картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Объяснить, что это все можно назвать одним словом «овощи», помочь запомнить обобщающее понятие «овощи».
2. Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей.
3. По возможности показать и рассказать, где растут овощи.
4. Рассказать, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет). /
5. Упражнение «Назови цвет, форму» на согласование существительных с прилагательным.
Морковь (какая) — оранжевая, овальная.
Помидор (какой) —.
Огурец (какой) —.
И так далее.
6. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными.
1 помидор, 2 помидора, 3. , 4. , 5 помидоров.
1 огурец, 2. , 3. , 4. , 5.
1 репа, 2. , 3. , 4. , 5.
1 кабачок, 2. , 3. , 4. , 5.
И так далее.
7. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Помидор — помидорчик.
Репа — репка.
И так далее.
8. Упражнение «Один-много» на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
Один помидор — много помидоров.
Одна морковь — много моркови.
И так далее.
9. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.
Огурец — огурцы.
Помидор — помидоры.
Репа — репы.
И так далее.
10. Упражнение «Измени по образцу» на употребление глаголов настоящего времени во множественном числе.
Растет — растут.
Зреет —.
Зеленеет —.
Краснеет —.
Сажает —.
Копает —.
Окучивает —.
Рыхлит —.
Поливает —.
Убирает —.
Спеет — …
11. Упражнения для пальчиков «Засолка капусты» на развитие мелкой моторики.
Мы капусту рубим,
(резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз)
Мы морковку трем,
(пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя)
Мы капусту солим
(движения пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки)
Мы капусту жмем.
(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки)
12. Развитие слухового внимания. Послушать стихотворение и ответить на вопрос:
«Из чего хозяйка варила суп?»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковь, горох,
Петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковь, горох
Петрушка и свекла, ох!
И суп овощной оказался неплох!
(Ю. Тувим) Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат -
Наша грядка просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
То запомнил обязательно.
Отвечай-ка по-порядку:
Что растет на нашей грядке?
(В. Коркин)
13. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.
• Красная девица сидит в темницы, а коса на улице (морковь)
• Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
К земле прирос крепко. Что это?
(репка)
• Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(лук)
14. Развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).
Капуста
Росточком была, все воду пила.
Побелела, растолстела,
Словно сахар захрустела.
Лето прожила, много листьев сберегла,
Одевалась, одевалась,
А раздеться не смогла.
(А. Прокофьев)
Огород
В огороде много гряд,
Тут и репа, и салат.
Тут и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас накормит круглый год.
(А. Прокофьев)
Для детей 5-7 лет
1. Рассмотреть с ребенком натуральные овощи : картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Уточнить, как это все можно назвать одним словом.
2. Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей.
3. Расспросить ребенка, где растут овощи.
4. Уточнить у ребенка, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет).
5. Рассказать ребенку о труде людей осенью по сбору урожая овощей.
6. Упражнение «Назови цвет, форму» (Учим ребёнка согласовывать существительное с прилагательным).
Морковь (какая) — оранжевая, овальная.
Помидор (какой) —.
Огурец (какой) —.
И так далее.
7. Упражнение «Посчитай» (Учим ребёнка согласовывать числительное с существительным).
1 помидор, 2 помидора, 3. , 4. , 5 помидоров.
1 огурец, 2. , 3. , 4. , 5.
1 репа, 2. , 3. , 4. , 5.
1 кабачок, 2. , 3. , 4. , 5… И так далее.
8. Упражнение «Назови ласково» (Учим ребёнка образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
Помидор — помидорчик.
Репа — репка.
И так далее.
9. Упражнение «Один-много»(Учим ребёнка употреблять существительные в родительном падеже множественного числа).
Один помидор — много помидоров. Одна морковь — много моркови. И так далее
10. «Как назвать много» (Учим употреблять существительного в множественном числе)
Огурец — огурцы.
Помидор — помидоры.
Репа — репы. И так далее.
11. Упражнение «Измени по образцу» (Учим употреблять глагол настоящего времени во множественном числе).
Растет — растут.
Зреет —.
Зеленеет —.
Краснеет —.
Сажает —.
Копает —.
Окучивает —.
Рыхлит —.
Поливает —.
Убирает —.
Спеет — …
12. Упражнение «Измени по образцу» (Учим ребёнка изменять глаголы прошедшего времени по числам).
Что делал? — Что делала? — Что делали?
Сажал — Сажала — Сажали
Копал — … —.
Поливал — … —.
Рыхлил — … —.
Окучивал — … —.
Собирал — … — …
13. Упражнение «Какой сок?» (Учим ребёнка образовывать относительные прилагательные).
Сок из огурца — огуречный.
Сок из моркови — морковный.
Сок из лука — луковый.
И так далее.
14. Упражнение «Какие овощи?» (Учим ребёнка образовывать отглагольные прилагательные).
Если вощи сварить, то они будут какие? — Вареные.
А если овощи пожарить, тогда они будут какие? — Жаренные.
Если овощи потушить, то они будут.
Если морковь парить, то морковь будет.
Если огурцы посолить, то они будут.
Если помидоры мариновать, то они станут.
Если капусту квасить, то капуста будет.
15. Развитие связной устной речи.
А) Составление предложений из слов.
Помидор, лежать, куст, под.
Картошка, расти, огород, в.
Б) Составление сложноподчиненных предложений (упражнение «Закончи предложение»).
Мама почистила картошку, чтобы.
Мама помыла овощи, чтобы.
Мама купила свеклу, чтобы…
В) Составление сложносочиненных предложений по образцу.
Морковь оранжевая, а огурец — зеленый.
Лук горький, а репа —.
И так далее.
16. Познакомить детей с многозначными словами.
Объяснить, что слово «лук» имеет два значения.
17. Развитие логического мышления.
Отгадать загадки.
• Я длинный, зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой?
(огурец)
• Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи — меня ищи.
(капуста)
• Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый,
А рубашка зелена, весь день на солнышке она.
(редис)