Юлия Махонина
Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В настоящее время вопрос о коммуникативных навыках у дошкольников с общим недоразвитием речи является одним из самых сложных в области специального образования. В норме развитие старших дошкольников, формируется в вербальных и невербальных психических функциях, таких как язык анализа и синтеза, словоизменения и словообразования, фонематического восприятия, зрительно-пространственное восприятие и представления, зрительно-образного мышления и памяти. Избыточный уровень развития этих психических функций может вызвать специфические расстройства коммуникации. Если у ребёнка в дошкольном возрасте коммуникативные навыки не сформировались, это может привести к негативному отношению к учебе, тревожность ребенка в школе. Поэтому именно в дошкольном возрасте важно сформировать навыки общения, особенно когда речь идет о детях с нарушениями речи.
Публикация «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Вся система работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием должна реализоваться поэтапно. То есть переход от простого к сложному.
Первый этап - подготовительный (разьясняющий-мотивационный).
формировать понимание смысла слов и предложений при правильной эксплуатации их. На данном этапе работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР, вы можете начать с уяснения содержания русских народных сказок, умение выражать свое отношение к главным героям, событиям и оценивать значение выразительных средств, для раскрытия эмоционального образа.
Второй этап - формирование (разработка теоретически и практически).
Цель: сформировать представление о языковой коммуникации, невербальные средства, которые могут помочь создать обобщенные и иносказательные образы.
На данном этапе педагог может предложить для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием правильного и неправильного характеристика главных героев сказки, ребята аргументируют свой ответ. На мой взгляд, это интересный и занимательный пересказ эпизодов по ролям. Имея представления об интонации, старшие дошкольники передают голоса разных настроений главных героев, задать вопросы, высказать собственное мнение. Дети учатся понимать жестов, мимических движений, эмоциональных состояний персонажей. Формирующий этап учит дошкольного возраста работать в команде: ввести диалог, не ругаться, улаживать конфликтные ситуации.
Третий этап - творческий.
Цель: учить адекватным, точным и логичным использование образных слов и выражений, пословиц и поговорок в коммуникативных ситуациях в отдельных заявлениях. Позиция ребенка на данном этапе, импровизатор, обладающий возможностью оценки выразительности речи, ориентироваться в коммуникативной ситуации. Методы, которые могут быть использованы на третьем этапе: творческие игры-драматизации, театральные и режиссерские игры, спектакли для детей, дети совместно с взрослыми.
Мною была разработана система упражнений по развитию коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с ОНР, она состоит из четырех блоков.
Первый блок: игры и упражнения для развития навыков аудирования.
Второй блок: игры и упражнения развивать умение сотрудничать.
Третий блок: игры и упражнения на развитие умения конструировать.
Четвертый блок: игры и упражнения развивать умение передавать и получать информацию.
В основе каждого блока являются такие дидактические принципы, как переход от более простых упражнений к сложным. В организации деятельности необходимо учитывать системный характер упражнений:
- игра рекомендуется применять ежедневно;
- рассмотреть содержание обучения и способ подачи ее для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
- речь педагога должна быть интонационно - цветной;
- предложить возможные ответы правила и условия игры;
- педагог должен помнить, что дети имеют права на свои коммуникативные права : защищать свои мысли на индивидуальность и своеобразие, личное достоинство и самоуважение.
Первый блок игр, направленных на развитие вербальных и невербальных форм общения, умение выслушать собеседника и передавать эту информацию, чтобы определить эмоциональное состояние и передавать его с помощью выразительных движений, учимся задавать вопросы и отвечать на них.
Игры и упражнения на развитие навыков аудирования.
"Варежки", "медведь в лесу, берег, море, парус", "вода", "Бурное море", "Телефон", "Мир". "Горячий или холодный".
Второй блок упражнений, направлен на развития умение сотрудничать между собой. Педагог помогает детям понять и соблюдать правила игры, выполнять в игре. Эти игры воспитание чувства коллективизма и ответственности за другого человека. Этот комплекс упражнений направлен на физиологическое развитие ребенка дошкольного возраста : развивают гибкость, пластику тела, помогают снять мышечное напряжение, стимулирует детей к самовыражению в эмоциональное движение. Эти игры помогут дошкольникам справиться со скованностью, пассивностью, замкнутостью, потому что этот тип упражнений ориентирован на телесные ощущения.
Игры и упражнения развивать умение сотрудничать.
"Брось-поймай", "Скворечники", "Танец мыши", "Птички и кошка", "Цветные автомобили", "Лохматый пес", "Заяц", "День-ночь", "Зайцы и волк", "Мыши и кот", "Цепочка", "Краски".
Третий блок упражнений, направленных на развитие и воспитание дошкольников направлен на дизайнерские способности (умение говорить). Дошкольники учатся понимать друг друга, высказывать свою точку зрения, делать умозаключения. Для этого типа задач являются Ролевые игры. Сюжетно-ролевой игры для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи являются популярными и востребованными как роли и связанные с ними действия по ее реализации составляют единицу игры. Геймплей в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и оперативно-технических мероприятий, способствующих совершенствованию коммуникативных умений и навыков.
Игры и упражнения на развитие умения конструировать.
«Моряки», «Почта»,»Дочки-матери», «Автобус», «Мореходы», «Магазин», «Семья», «Парикмахерская», «Строители».
Четвертый блок упражнений, направленных на развитие получения и передачи информации. Один из способов формирования коммуникативных навыков в дошкольном возрасте является театрализованные игры. В настоящее время такие игры все чаще используют детей в дошкольных учреждениях, так как они способствуют развитию детского воображения, импровизация, эмоциональное состояние. Во время постановки спектакля " дети развивают навыки речевого общения. Мужество, незакомплексованность, активность, можно ненавязчиво применять как на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием.
Игры и упражнения развивать умение передавать и получать информацию.
"Три поросенка", "Маша и медведи", "Веселые старые сосны", "Заюшкина избушка", "Три медведя".
Таким образом, целенаправленная работа по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи возможна, быть успешным, если: игры проводятся в соответствии со всеми условиями, соответствует возрастным особенностям детей, проводятся каждый день.