Наталья Погорелова
Формирование зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки является важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Для формирования зрительно-моторной координации существуют игры и упражнения, представленные здесь в той последовательности, в которой должны предлагаться ребенку:
1. Всевозможные игры с мячом, кольцеброс, кегли (при подборе мяча очень важно, чтобы ребенок мог удержать его в одной руке).
2. Ножницы.
Публикация «Формирование зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
а) Резать по прямым линиям. Нужно подготовить длинные полоски шириной около 1,5 см – на один «рез». На полоске нарисовать поперечные линии через каждые 1,5-2см и предложить ребенку нарезать по этим полоскам салют или дождик.
б) Резать геометрические фигуры, причем не вырезать, а отрезать их от квадрата или прямоугольника. Во время работы задавать ребенку вопросы: что отрезали? какую фигуру?
в) Вырезание геометрических фигур:
- сначала вырезать треугольник;
- потом квадрат и прямоугольник.
г) Осваивание движений ножницами по дуге (вырезать листики, морковки, овалы и т. д.). Для этого лист бумаги, с которым будут работать, свернуть пополам и нарисовать от сгиба половину фигуры. Верхнюю половину вырезает взрослый, а нижнюю ребенок – как по лекалу.
д) Вырезание круга.
Чем больше ребенок работает с ножницами, тем лучше рука готовится к письму.
3. Работа с карандашом.
а) Раскрашивание.
Карандаши должны быть мягкие. Нужно учить ребенка двигать рукой в одном направлении (слева направо или сверху вниз и обратно). Раскрашивать нужно не крупные рисунки (диаметром 2-3 см).
б) Обводка предмета.
- сначала обводить предметы, состоящие из прямых линий (например, геометрические фигуры). Важно, чтобы от угла до угла рука не отрывалась от линии. Сначала предметы не должны быть большими.
- обводка по окружности;
- соединение точек. Лучше начинать с дорисовывания: сначала по пунктирам, затем самостоятельно.
в) Штриховка.
Правила штриховки:
- расстояние между линиями одинаковое;
- каждая последующая линия начинается также, как предыдущая;
- половина образца должна быть заштрихована взрослым (чтобы избежать утомления)
- ребенок сначала обводит уже нарисованные линии, а затем штрихует самостоятельно.
- линии штриховки не должны выходить за контур.
4. Развитие моторно-зрительной координации на примере букв и цифр:
- обводка букв печатных
- печатание букв по образцу с проговариванием
- прописывание элементов рукописных букв, начиная с наклонных палочек (сначала обводка, затем самостоятельное написание)
Леворукому ребенку нельзя показывать общепринятых правил написания букв. Он должен сам выбрать удобную траекторию написания.
При написании можно пользоваться тетрадями в крупную клетку, но также необходимо работать и на нелинованной бумаге.
Печатать буквы в дошкольном возрасте лучше карандашом, а прописывать элементы букв – правильно подобранной ручкой.