Ольга Луцева
Формирование навыков ЗОЖ у дошкольников с помощью олимпийского образа
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Здоровье для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем крепче здоровье ребенка, тем больше успехов он достигнет в общем развитии, в науке, в умении работать и быть полезным для общества человеком.
Здоровье населения - высшая национальная ценность в любой развитой стране.
Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.
Публикация «Формирование навыков ЗОЖ у дошкольников с помощью олимпийского образа» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Олимпиада, олимпийские игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека, делом не только личным, но и общественным. Нельзя рассматривать здоровье как отсутствие физических дефектов у человека или болезней.
Для ребенка быть здоровым, значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию неблагоприятных факторов внешней среды.
Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, всего персонала ДОУ и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада ДОУ и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Дошкольный возраст - наилучшее время для «запуска» человеческих способностей, в это время формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. От того, как проведет дошкольник этот отрезок своей жизни, будет в дальнейшем зависеть состояние общества в нашей стране
Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей.
Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
В дошкольном возрасте потребность в движении у детей еще инстинктивна, их не надо заставлять двигаться, они сами используют для этого любую возможность. А нам нужно лишь постараться не подавить эту потребность в движении, а напротив, предпринять все меры к тому, чтобы она стала сознательной, переросла из инстинкта в осознанную привычку.
Что для этого нужно? Прежде всего, нужно посмотреть на себя! А много ли мы двигаемся сами? Мы предпочитаем одну остановку до дома проехать на автобусе, но никак не пройти пешком, даже если время не поджимает. А в выходные дни? Мы лучше будем сидеть у телевизора, чем пойдем в парк, в лес играть с детьми на свежем воздухе. А ведь родительский пример очень заразителен для детей.
Начните вместе с детьми делать утреннюю гимнастику в хорошо проветренной комнате. Упражнения для гимнастики советуем подобрать таким образом, чтобы детям было весело и интересно двигаться, чтобы зарядка стала не скучной обязанностью, а радостным началом нового дня.
Одной из годовых задач нашего дошкольного учреждения является формирование интереса детей к ЗОЖ через Олимпийский образ детей дошкольного возраста.
Физическое воспитание в нашем дошкольном учреждении опирается на создание предпосылок для интегративного развития средствами физической культуры интеллектуальных способностей. Прививать интерес к занятиям физкультурой и спортом нужно с дошкольного возраста. Включение олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию.
Исходя из этого, в своей работе мы решали следующие задачи:
• Создать у детей представление об Олимпийских играх как мировых соревнованиях
• Ознакомить детей с доступными для детей это возраста сведениями из истории древнего и современного Олимпийского движения.
• Способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями
• Развивать у детей представление о своем теле, своих физических способностях.
• Развивать у детей интерес к различным видам спорта.
Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам здорового образа жизни :
• совместные занятия физкультурой, прогулки;
• отсутствие вредных привычек у родителей и наглядный пример;
• рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;
• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды;
• бережное отношение к окружающей среде, к природе;
• медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций;
• формирование понятия «не вреди себе сам».
Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в детском саду и в семье, обеспечение его управляемости.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни эффективно при использовании такого средства, как физическая культура (спорт, в которой изначально заложены основы и ценности здорового образа жизни. Осуществить преемственность можно путем специальной организации процесса формирования здорового образа жизни. В этом случае целью является обеспечение преемственности формирования здорового образа жизни в системе «ДОУ – семья, семья – ДОУ».
Рекомендации родителям:
• Проявление интереса к вопросу своего физического развития и оздоровления детей;
• Активное участие в реализации программы по физическому развитию и оздоровлению детей, путем приобщения к различным видам спорта;
• Повышение уровня правовой и педагогической культуры здорового уровня жизни (освоение положительного опыта семейного воспитания);
• Проявление активной воспитательной позиции по вопросам оздоровления детей (принятие помощи педагогов и специалистов ДОУ).
Создание условия для развития спортивных талантов ребенка, привили любовь к спорту, сделали все, чтобы активный образ жизни вошел в жизнь ребенка и стал органичным продолжением его досуга в последующей жизни. Замечено, что спортивные дети всегда активны, успешны, самостоятельны, талантливы, общительны.
Олимпийское образование позволяет нам более эффективно организовать работу по формированию здорового образа жизни дошкольников.