Приложение МААМ

Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста (3 фото)

Каледина Юлия Витальевна
Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста

В современном мире стремительно растет количество автомобилей на дорогах наших городов. К сожалению, возрастает и число дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Безопасность детей на улице на сегодняшний день является важной жизненной проблемой. Дети – наша величайшая ценность. Именно мы, взрослые, должны заботиться об их безопасности. Часто причиной дорожно-транспортных происшествий становятся сами дети. Происходит это от незнания элементарных основ ПДД (игры вблизи дорог, переход дороги в неположенном месте и т. д.) и безответственного отношения взрослых к поведению детей на улице. Избежать опасности можно только путем правильного воспитания и обучения правилам дорожного движения. Следует учитывать, что, будучи еще совсем маленькими, они уже становятся участниками дорожного движения. Поэтому целенаправленную, систематическую работу по подготовке дошкольников к безопасному поведению на улице необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных позиций и ориентировок в окружающем мире. Знания и умение соблюдать ПДД помогут сформировать безопасное поведение детей на улицах города. Большую часть дня дошкольники проводят в детском саду. Следовательно, именно здесь они должны получить информацию о безопасном поведении на улице и приобрести навыки такого поведения.

Публикация «Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах наша основная цель – подготовить ребенка к безопасному поведению в дорожно-транспортной среде. Для реализации этой цели необходимо знакомить детей с ПДД, с понятием улица и ее основными частями (дорога, тротуар, обочина, с видами транспорта, формировать культуру общественного поведения, развивать физические качества, координацию движений, внимание, наблюдательность и т. д. Все эти задачи решаются в различных образовательных областях: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, физическое развитие.

При обучении детей младшего дошкольного возраста правилам дорожного движения используются следующие методы:

• наглядный: показ игрушек, картин, иллюстраций, фотографий по данной теме, показ способов выполнения заданий;

• словесный: объяснение, пояснение, указание, вопросы детям, чтение художественной литературы по теме;

• практический: продуктивная детская деятельность на занятиях лепкой, аппликацией, рисованием, создание проектов и др.

Полученные через продуктивную деятельность знания ребенок реализует в играх, а затем и в повседневной жизни за пределами детского сада. Эта работа не выделяется в отдельный раздел, а входит во все разделы программы воспитания: на занятиях, в совместной деятельности взрослого и ребенка, в самостоятельной деятельности детей. Если знания о ПДД даются систематически, то у детей формируется потребность в их выполнении.

Начать работу следует с подбора и изучения методической литературы по данной теме. Следующий этап – составление перспективного планирования работы с детьми и родителями. При планировании учитываются возрастные особенности и способности детей младшего возраста. Не секрет, что все дети очень любят мультфильмы. Поэтому в планирование можно включить просмотр обучающих мультфильмов по ПДД.

В младшей группе дети получают первые, элементарные знания о ПДД. В ходе этой работы педагог реализует следующие задачи:

• Формирование у детей первичных представлений об автомобилях, улице, дороге.

• Знакомство с некоторыми видами транспортных средств: легковая машина, грузовая, автобус.

• Знакомство с профессией водителя.

• Введение понятия светофор и его назначения.

• Знакомство с транспортом специального назначения (скорая помощь, пожарная и полицейская машина).

• Воспитание элементарных правил безопасного поведения на дороге (как переходить дорогу, держать взрослого за руку, не играть вблизи дорог).

• Развитие умения ориентироваться в окружающем пространстве.

Начать знакомство малышей с дорожно-транспортными понятиями лучше всего во время прогулки. Педагог показывает детям проезжую часть, тротуар и рассказывает об их назначении. При этом вовсе не обязательно выходить за территорию детского сада. Наблюдая за прохожими и движением транспорта по дороге, дети узнают кто такой водитель, пешеход, пассажир. Рассматривают разные виды транспорта, их устройство.

На занятиях с малышами очень важна наглядность и конкретные примеры. Так как дорожно-транспортные понятия довольно сложны для детского восприятия, в начале занятия педагогу необходимо создать игровую мотивацию. Наиболее удачный вариант – использование сказочных или игрушечных персонажей, которые вызывают у детей живой интерес.

Одним из эффективных методов обучения детей правилам дорожного движения является использование мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, которые позволяют быстро запоминать и воспроизводить информацию. На начальном этапе дети знакомятся с мнемоквадратами. На каждое слово придумывается картинка (схема). Таким образом осуществляется перекодировка информации. Затем составляются мнемодорожки, состоящие из 3-4 мнемоквадратов, по которым дети учатся рассказывать о правилах поведения на улице, в общественном транспорте, о дорожных знаках и значении цветов светофора. Сначала воспитатель предлагает готовые схемы, рассматривает с детьми изображения, помогает сформулировать правила. Постепенно ребенок включается в процесс создания своей схемы. Использование мнемотехники в работе по изучению правил дорожного движения упрощает процесс запоминания и дает хорошие результаты.

Формирование знаний ПДД тесно связано с развитием ориентации в пространстве. Младшие дошкольники знакомятся с понятиями «справа», «слева», «впереди», «сзади». Уместно проводить игры на внимание, чтобы выработать привычку осматриваться, подходя к дороге.

Важным условием в работе по формированию знаний правил дорожного движения и безопасного поведения у детей младшего возраста является создание благоприятной, радостной атмосферы. Так как задача педагога – воспитать чувство осторожности и самосохранения, а не страх и боязнь улицы.

Большое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды в группе. Уголок безопасности по ПДД в младшей группе включает в себя: макет улицы с дорожными знаками, макет светофора, дидактические и настольные игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Шоферы», «Автобус», «Проезжая часть» и т. д., атрибуты для подвижных игр (рули, жезл, свисток, шапочки и др., наборы транспорта, плакаты, сюжетные картинки, подборку художественной литературы по теме. Знания, полученные на занятиях, ребенок закрепляет в самостоятельной игре. А предметная среда развивается и пополняется в соответствии с возрастом воспитанников.

Не менее важную роль в формировании знаний ПДД и безопасного поведения детей на улицах города играет семья. Поэтому необходимо привлекать в этот процесс и родителей воспитанников, повышать их компетентность в данном вопросе с помощью консультаций, бесед, родительских собраний на тему ПДД. Размещать в родительском уголке папки-передвижки, памятки, рекомендации. Родители являются примером для своих детей. А дорога с ребенком из дома в детский сад и обратно – идеальное время для ознакомления с дорожной азбукой. Также следует привлекать родителей к изготовлению материалов и атрибутов для игр, развлечений по ПДД. Только в тесном содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей твердую привычку соблюдать правила дорожного движения. Систематическая, целенаправленная работа с детьми по формированию знаний ПДД дает положительный результат. А умение детей использовать полученные знания и навыки помогут в дальнейшем сохранить не только их здоровье, но и жизнь.

Выставка семейного творчества «Безопасность на дороге»

Фото №1 В современном мире стремительно растет количество автомобилей на дорогах наших городов

Знакомство со знаками

Фото №2 К сожалению возрастает и число дорожно транспортных происшествий с участием детей
Публикации по теме:

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Игры с кинетическим песком «Дорога. Правила дорожного движения» с детьми младшего дошкольного возрастаИгры с кинетическим песком «Дорога. Правила дорожного движения» с детьми младшего дошкольного возраста Образовательные задачи: - формировать представления детей о свойствах песка; - обогащать тактильный опыт детей; Вызвать интерес к конструированию.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения для детей старшей группыКонспект непосредственно образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения для детей старшей группы Конспект непосредственно образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения для детей старшей группы. Тема: «Мы -грамотные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 декабря 2024 в 09:23
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Каледина Юлия Витальевна (УИ 3402554) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД