Людмила Шумкова
Формирование здорового образа жизни. Лекция для воспитателей «Здоровая спина»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с детьми любого возраста заставляет много находиться в движении.
Это, конечно же, хорошо, ведь всем известно, что движение – жизнь.
Но зачастую эти движения приносят воспитателям лишь неудобство, а впоследствии банальную боль: в пояснице, шее, между лопаток, головную боль… И всё это потому, что мы неправильно двигаемся. Например, помогая детям при работе руками (аппликация, пластилин, мы вынуждены наклоняться. Делать это нам привычно со сгорбленной округленной спиной и согнутыми коленями. В этом положении зажимается область шейного отдела, нарушается кровоток, в мозг поступает меньше кислорода, отсюда недомогание и головная боль, так как наклоняемся мы много раз в течение дня. Что делать? Или встать на колени, чтобы быть на уровне ребенка, сидящего за столом, или правильно наклоняться - выпрямив ноги, свести лопатки, производить наклон именно в тазобедренном суставе, а не округляя грудной отдел; либо приседать, как на корточки, разводя широко колени и держа спину ровной. Все варианты возможны, нужно только выбрать подходящий именно для себя (в юбке некоторые варианты невозможны).
Публикация «Формирование здорового образа жизни, Лекция для воспитателей „Здоровая спина“» размещена в разделах
Следующий момент – одевание детей младшего возраста или помощь ребятам постарше. Снова наклоняемся. Не надо! Опытные воспитатели делают так – берут стул и садятся так, чтобы ребята могли по очереди подходить, чтобы завязать, застегнуть и т. д. Это правильный выход.
Когда воспитатель что-то рассказывает детям, не сидя на стуле, он делает упор на одну ногу, периодически меняя опорную ногу. Это неправильно, стоять нужно на двух ногах! Здоровье позвоночника зависит от положения стоп. Соответственно, обувь тоже должна быть комфортной. Каблуки неприемлемы, как из соображений техники безопасности, так и для здоровья носящего каблуки. Делая же упор на одну ногу, весь скелет претерпевает основательные изменения, одни мышцы вытягиваются, другие сокращаются и долго остаются в напряжении. Это хорошо, если человек переминается с ноги на ногу, но вряд ли кто-то следит, чтобы смена ног происходила через равное количество времени. Так и получается искривление позвоночника, где зажимаются сосуды, снабжающие как головной мозг, так и другие части организма кислородом и полезными веществами; появляются слишком зажатые участки в теле, такие как поясничный отдел, шейный отдел. Выход прост – стоять на двух ногах, равномерно распределяя вес всего тела, на обе конечности.
Но долго стоять тоже тяжело. Поэтому мы садимся. Да, сидя кажется, легче. Но когда мы сидим, нагрузка на позвоночник возрастает вдвое. Поэтому старайтесь не засиживаться… Как правильно сидеть на стуле знают все, я очень на это надеюсь. На всякий случай повторим: спина ровная, стопы под коленными суставами, лопатки максимально сведены, а поясничный отдел не прогибается; сидеть, закинув нога на ногу вредно – пережимаются сосуды, снабжающие органы малого таза, что может привести к варикозному расширению вен.
Есть несколько простейших движений, с помощью которых вы можете в течение дня снять напряжение как с шейного отдела, так и с пояснично-крестцового отделов позвоночника.
Сидя:
шея: повороты, круги.
грудной отдел: вперед-назад, круговые движения.
скручивания: руки вверх; сидя сбоку стула, колени вместе, плечи на одной прямой, поясница не прогибается, живот не напряжен (противопоказания критич. дни).
руки сзади в замок, небольшой наклон вперед, замок из рук выше, плечи шею не зажимать.
выпрямить ноги, носки на себя, руки прямые вверх, касаются ушей – наклон от т\б суставов животом к бёдрам, максимально приближая лопатки друг к другу.
обхватить себя под коленями, округлить спину, плечи уводить от ушей, освобождая область шеи, вытягивая трапециевидные мышцы.