Екатерина Шайкина
Программа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Страна волшебная — Здоровье!»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Пояснительная записка.
Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.
Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
Публикация «Программа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста „Страна волшебная — Здоровье!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Решая задачи по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в ходе работы, педагог в обязательном порядке должен также заботится и о здоровье самого ребенка, применяя в работе здоровье сберегающие технологии: гимнастику для глаз, оздоровительные минутки, самомассаж, точечный массаж, музыкальную терапию и т. д., с целью снятия мышечного и нервного напряжения, психоэмоционального напряжения, а также оздоровительно - профилактического действия.
Для достижения эффективности формирования здорового образа жизни дошкольников мною была разработана программа «Страна волшебная -Здоровье!», в котором использовались разные формы организации : дидактические игры, игры упражнения, беседы, рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры.
Цель: формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
• Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, расширить представления детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботится о нем.
• Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков.
• Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
Перспективное планирование на 2014-2015 гг.
Сентябрь
1. Страна волшебная - здоровье.
Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится;
воспитывать желание заботится о своем здоровье;
развивать воображение и умение отображать свой замысел в рисунке.
2. Витамины для здоровья.
Вызвать у детей желание заботится о своём здоровье, учить детей различать витаминосодержащие продукты;
объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, об их пользе и значении витаминов для здоровья человека;
помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания - еда должна быть не только вкусной, но и полезной;
развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь;
воспитывать у детей желание заботится о своём здоровье.
3. Здоровые зубы, здоровью любы.
Научить детей правильно ухаживать за зубами (полоскать рот, пользоваться зубной щеткой, объяснить, почему необходимо беречь зубы с детства;
учить правильно, называть предметы туалета; активизировать в речи детей слова, обозначающие действие.
4. Игра – занятие: «Зубки крепкие нужны, зубки белые важны».
Формировать у детей позитивное отношение к уходу за зубами, о значении здоровых зубов для здоровья организма;
воспитывать желание следить за своими зубами, чистить их.
Октябрь
1. Будем стройные и красивые.
Объяснить детям какое значение имеет формирование правильной осанки для здоровья;
показать приемы и упражнения по формированию правильной осанки;
воспитывать желание быть красивым и здоровым.
2. С утра до вечера.
Познакомить детей с распорядком дня. Показать важность соблюдения режима в укреплении здоровья каждого человека;
закрепить понятие о значимости режима дня; воспитать желания придерживаться правил по его выполнению;
развивать память и мышление, умение рассуждать, делать умозаключения.
3. Красота тела и души.
Научить детей эстетическому восприятию человеческого тела;
показать значимость здорового образа жизни каждого из нас;
раскрыть важность одного из аспектов здоровья - духовной красоты;
воспитывать у детей желание быть нравственно и физически красивым;
развивать фантазию, умение отображать задуманное в рисунке.
4. Дидактическая игра: «Волшебное зеркало».
Помочь детям понять, что от слов хороших или плохих зависит здоровье, как самих детей, так и окружающих;
воспитывать у детей желание быть ближе друг к другу, создать обстановку психологического комфорта.
Ноябрь
1. Беседа на тему: «Я – это кто?».
Учить детей любить себя и окружающих людей;
дать понять что, человек – живое существо;
учить находить сходство и различие между ребёнком и куклой;
воспитывать привязанность к своей семье, друзьям.
2. Наши верные помощники
Продолжать формировать интерес к человеку и элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;
способствовать формированию интереса к познанию своего тела;
воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму;
чувство сострадания к незрячим и глухим людям, желание оказать им помощь.
3. Наши глаза.
Закрепить знания детей о внешнем строении глаза;
дать знание о различных особенностях животных (орел, сова, заяц, лягушка, крот, рак, показать детям особенности глаз животных, их механизмов приспособления к окружающему миру (различной среде обитания);
показать детям, что полезно, а что вредно для глаз;
воспитывать у детей бережное отношение к своему зрению и к зрению других людей.
4. Целебная сила ягод.
Познакомить детей с лекарственными ягодами и их применением;
воспитывать любознательность, внимание, бережное отношение к природе.
Декабрь
1. Невидимка – воздух.
Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
способствовать формированию у детей познавательного интереса;
2. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
Учить детей заботится о своем здоровье, формировать у детей сознательное стремление быть здоровыми;
пояснить детям, какую пользу приносят солнце, воздух и вода; побуждать детей отвечать на вопросы, закрепить умение разгадывать загадки;
расширять кругозор и словарный запас детей.
3. Что такое микробы?
Формировать представление детей о микробах, правильном уходе за своими руками, используя вопросы: «Что такое микробы?».
4. Речевое общение: «Знаешь ли ты?»
Повысить осведомленность ребенка в вопросах ухода за собой; выразить свое отношение к грязнулям.
Январь
1. Почему мы моем руки?
Формирование понимания важности заботы о собственном здоровье; развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности ребенка;
разработка и внедрение в жизнь группы правила «Как нужно мыть руки».
2. Игровая ситуация: «Поможем колобку умыться».
Прививать детям навыки личной гигиены;
подвести к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья;
воспитывать чувство взаимопомощи.
3. В царстве лекарственных растений.
Познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории РК, уметь их различать и называть.
4. Полезные и вредные привычки.
углубить знания детей о полезных и вредных привычках;
воспитывать отрицательное отношение к вредным привычкам, желание вести здоровый образ жизни.
Февраль
1. Для чего нужна зарядка.
Приобщить детей к регулярным занятиям физкультурой;
развивать творческие способности в придумывании упражнений для утренней зарядки.
2. Сладкая жизнь
Воспитывать у детей опасение к чрезмерному потреблению сладостей и правильное отношение к твёрдой пище;
рассказать о пользе и вреде сладостей.
3. Как беречь здоровье?
Уточнить и закрепить представление детей о том, что нормальная жизнедеятельность различных органов определяет здоровье человека, о котором необходимо заботиться;
упражнять в некоторых приемах дыхательной и корригирующей гимнастики. Развивать умение оценивать свои знания и поступки других детей;
побуждать их высказывать свое мнение;
воспитывать желание заботиться о своем организме, его здоровье.
4. Мультзал: просмотр отрывка из мультфильма «Сладкая жизнь» - сериал «Маша и медведь». Беседа по содержанию мультфильма.
Уточнить и закрепить знания детей о здоровье человека;
формировать диалогическую речь.
Март
1. Волшебная вода.
Объяснить, что без воды не могут жить растения, звери, птицы, люди;
активизировать речь детей.
2. Что такое личная гигиена?
Уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;
закрепить представления о правилах личной гигиены;
формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.
3. Рассказывание по картинкам: «Личная гигиена».
Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур;
развивать речь, внимание.
4. Сон-лучшее лекарство.
Познакомить детей с понятием хороший сон, его польза для здоровья человека;
самостоятельно определять, почему сон является лучшим лекарством для человека.
Апрель
1. Неболейка.
Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать простейшие приемы самооздоровления (фиточай, закаливание);
закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека.
2. Что полезно есть на завтрак.
Познакомить с блюдами, подаваемыми на завтрак; рассказать о преимуществе каш.
3. Д/и «Вредная и здоровая пища»
Закрепить знания детей о правильном питании.
Май
1. Рассматривание сюжетных картинок: «Весенняя прогулка».
Формировать у детей представления об ответственности человека за собственное здоровье, о предупреждении простудных заболеваний.
2. Игровая ситуация: «Мой веселый звонкий мяч».
Уточнить знания о правилах безопасности при игре с мячом;
воспитывать осознанное отношение к выполнению упражнений и игр, которые полезны для укрепления здоровья.
3. Беседа на тему: «Отдыхаем у воды».
Дать представления детям о безопасном поведении на берегу водоема и в воде;
о мерах предупреждения солнечного удара, ожогов, перегрева на солнце.
Планируемые результаты освоения детьми программы.
1. Дети получили общее представление о здоровье, как о ценности, расширили представления о состоянии собственного тела, узнали свой организм, научились беречь свое здоровье и заботится о нем.
2. У детей сформированы привычки здорового образа жизни, привиты стойкие культурно - гигиенические навыки.
3. Закреплены знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.