Елена Помаскина
Проект «Дружно мы идем в поход»
▼ Скачать + Заказать документы
Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей — подрастающего поколения нашей страны. Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности.
Именно поэтому на передний план выходит задача формирования у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Публикация «Проект „Дружно мы идем в поход“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Проекты
- Темочки
Ведь здоровый образ жизни – это определенная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие. В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы. Настоящее время характеризуется достаточно быстрыми изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В. А. Сухомлинский писал: " Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя".
Мы, педагоги, убеждены, что формирование привычки к здоровому образу жизни представляет собой систему взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, и эта система представляет собой сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его. В основе воспитания стиля здоровой жизни лежат мотивы самосохранения, получения удовольствия от состояния здоровья, возможности самоутвердиться в группе сверстников, достижения физического и психологического комфорта. Эти и многие другие вопросы, связанные с индивидуальным развитием и здоровьем человека изучает валеология.
Решая задачи по реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» разработала и внедрила информационно - валеологический проект «Дружно мы идем в поход».
Для реализации данного проекта необходимо было создать творческий коллектив – участников проекта, объединяющий воспитателей группы, специалистов детского сада, детей дошкольного возраста и их родителей.
Цель проекта :
способствовать формированию у детей дошкольного возраста базовых представлений о здоровом образе жизни и традиционных видах физической активности; содействовать потребности в сохранении и укреплении своего здоровья.
После поставленной цели были выделены следующие задачи:
расширить круг знаний детей о себе, об особенностях организма, различных видах спорта, в том числе о туристических походах;
разучить и включить в режим дня различные виды коррегирующей гимнастики, подвижные и спортивные игры;
способствовать формирование активности, любознательности, интеллек-туальной инициативы, выносливости, практических навыков и умений разумного природопользования при организации групповых туристических походов.
Для решения выделенных задач по формированию навыков здорового образа жизни у детей разработали систему проектных мероприятий на весь год. Для эффективной реализации образовательного проекта мы разделили его на четыре этапа, определив формы работы, сроки выполнения мероприятий и ответственных по каждому этапу. Формы работы с детьми направлены на реализацию задач различных образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Познание», «Коммуникация» и другие.
Продолжительность проекта : долгосрочный (на учебный год)
Тип проекта : коллективный
Участники: дети, воспитатели, родители, специалисты детского сада.
Работа по данному направлению велась нами в четыре этапа, в течении всего года, с привлечением родителей, специалистов детского сада и членов туристического клуба. Для реализации поставленных задач, данного проекта, мы использовали разнообразные формы работы,
Система проектных мероприятий.
Распределение деятельности по этапам проекта «Дружно мы идем в поход»
• I этап. Моделирование ситуации. Выявление проблемы. Формулирование задач:
- Анкетирование родителей «Каким я хочу видеть своего ребёнка».
- Беседа с детьми «Как быть здоровым».
• II этап. Подведение к решению задач. Планирование деятельности. Экспериментирование в группах. Обсуждение полученных результатов:
- Проведение с детьми цикла бесед:
* «Туристы и природа»;
* «Зеленая аптека»;
* «К тайнам природы»;
* «Помоги себе сам»;
* «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
- Проведение родительского собрания в форме круглого стола «Здоровый образ жизни – ЗА и ПРОТИВ»;
- Приобретение родителями спортивного оборудования и снарядов для игр в свободной деятельности;
- Конкурс «Чтоб здоровыми стать, родители будут нам помогать» - изготовление нестандартного физкультурного оборудования;
- Чтение сказок Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», «Приключения Незнайки в Солнечном городе»;
-Разучивание стихов и загадок о спорте, туризме, родном крае;
- Разучивание и проведение с детьми корригирующих гимнастик в утренний отрезок времени и в течение всего дня:
o артикуляционная;
o глазодвигательная;
o речедвигательная;
o дыхательная;
o пальчиковая;
o противопростудная;
o профилактика плоскостопия;
o массаж лица.
- Показ парной гимнастики (воспитатель по физической культуре Глинских Е. В. и воспитатель Помаскина Е. В.) для формирования привычки здорового образа жизни перед родительским собранием;
- «Знакомство с основами туризма» - встреча с интересными людьми Васильевым С. К и Водясовой В. Я.
• III этап. Практическая деятельность:
- Выпуск фотогазет «Физкультурная волна», «Лыжные старты», «Зимние забавы», с фотографиями детей;
- Оформление семейных фотоальбомов «Мы на отдыхе»;
- Спортивные досуги «Лыжня зовёт», «Школа мяча», «Самый меткий»;
- Создание панно «Туристические тропы Урала»;
- Выставка рисунков «Мир глазами детей»;
- Обучение элементам спортивного ориентирования;
- Обучение завязыванию разнообразных узлов.
• IV этап. Организация туристических походов.
- Недели здоровья – организация и проведение походов :
o «Осеннее путешествие к старику-Боровику»
o «Зимние забавы»
Ожидаемый результат: работа по реализации образовательного проекта «В поход всей группой» позволит нам:
- сформировать у детей определенный уровень знаний и представлений о себе, повысить познавательный интерес к своему здоровью, сформировать навыки и умения здорового образа жизни; обогатить знания детей о родном крае, научить и использовать ранее полученные знания и умения при решении возникающих ситуаций и проблем.
- объединить усилия детского сада и семьи по формированию навыков здорового образа жизни у детей группы.
- сблизить педагогов, детей и родителей; создать теплую дружескую атмосферу.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Вахрушев А. А, Кочемасова Е. Е, Акимова Ю. А., Белова И. К. Здравствуй, мир! М. 2003
2. Зубова И. А. Культура здоровья и право прожить жизнь самому. Психологический вестник. 1999, № 2
3. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М. 2005
4. Токаева Т. Э. Региональная программа физического и валеологического развития детей дошкольного возраста «Азбука здоровья». Пермь,2002