Титова Марина Николаевна
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО
Что такое формирование элементарных математических представлений?
Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.
Чтобы настроиться на продуктивную работу, предлагаю вам провести небольшую разминку: назвать пословицы, поговорки, крылатые выражения с числительными. (Семеро одного не ждут. Один в поле не воин. Одна голова хорошо, а две лучше. Семь пятниц на неделе. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Семь раз отмерь, один раз отрежь. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь).
Различные математические понятия ребёнок слышит практически с самого рождения: это и те пословицы, поговорки, крылатые слова, которые вы только что вспомнили, названия сказок («Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения и т. д.
Слайд 2
О важности математического развития говорили многие учёные, великие люди.
«Математика – это гимнастика ума» (А. В. Суворов).
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» (А. Маркушевич, советский педагог-математик).
Несомненно, Формированию элементарных математических представлений дошкольников должно отводиться важное место.
Математика способствует развитию не только логического мышления, но и речи. В математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций, внимания, памяти, которые в свою очередь, способствуют развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи.
Слайд 3
Содержание образовательной деятельности по формированию математических представлений указано в Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее ФОП ДО).
Назовите в какой именно образовательной области?
Слайд 4
Образовательная область «Познавательное развитие».
В области познавательного развития одни из основных задач образовательной деятельности для детей от 2 до 3 лет это:
- совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы;
-формировать у детей простейшие представления о геометрических фигурах, величине и количестве предметов на основе чувственного познания.
А сейчас давайте вы определите задачи по возрастам
И так определились?
Начнем с возраста детей от 3 до 4 лет
Слайд 5
От 3 до 4 лет
- формировать представления детей о сенсорных эталонах цвета и формы, их использовании в самостоятельной деятельности;
- развивать умение непосредственного попарного сравнения предметов по форме, величине и количеству, определяя их соотношение между собой; помогать осваивать чувственные способы ориентировки в пространстве и времени; развивать исследовательские умения.
Слайд 6
От 4 до 5 лет
- обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств;
- развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми деятельности;
- обогащать элементарные математические представления о количестве, числе, форме, величине предметов, пространственных и временных отношениях.
Слайд 7
От 5 до 6 лет
- развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;
- формировать представления детей о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования;
- развивать способность использовать математические знания и аналитические способы для познания математической стороны окружающего мира: опосредованное сравнение объектов с помощью заместителей (условной меры, сравнение по разным основаниям, счет, упорядочивание, классификация, сериация и тому подобное); совершенствовать ориентировку в пространстве и времени.
Слайд 8
От 6 до 7 лет
- расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов;
- развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания;
- обогащать пространственные и временные представления, поощрять использование счета, вычислений, измерения, логических операций для познания и преобразования предметов окружающего мира;
- развивать умения детей применять некоторые цифровые средства для познания окружающего мира, соблюдая правила их безопасного использования;
Слайд 9
Содержание образовательной деятельности по формированию математических представлений в Федеральной образовательной программе дошкольного образования в области познавательное развитие включает в себя:
1) Сенсорные эталоны и познавательные действия.
2) Математические представления.
Что еще включает в себя образовательная область познавательное развитие в содержании образовательной деятельности? (окружающий мир, природа).
Слайд 10
Сейчас мы с вами обсудим, то как выглядит модель успешного занятия по Формированию элементарных математических представлений?
Как вы думаете, что включает в себя модель успешного занятия?
Слайд 11
• Компетентность педагога в области преподаваемого предмета.
• Готовность воспитателя к занятию.
• Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала.
• Грамотная речь педагога.
• Выбор оптимальных методов и приёмов.
Каждый из названных компонентов очень важен и тесно взаимосвязан со всеми остальными.
Давайте рассмотрим содержание всех компонентов успешного занятия по Формированию элементарных математических представлений.
Слайд 12
Компетентность - это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Коль мы говорим о математическом развитии – хорошо владеть математической терминологией. Предлагаю проверить себя: разгадать небольшой математический кроссворд. (разгадывание кроссворда).
Одна команда будет разгадывать вопросы по вертикали, а другая по горизонтали.
Молодцы, разгадали весь кроссворд. Несомненно вы компетентны в области математики!
Слайд 13
Следующий компонент - готовность к занятию.
Математики – наука точная. Поэтому освоить математику только во время режимных моментов или в повседневной жизни невозможно! Необходима грамотная организация занятия!
К занятиям необходимо тщательно готовиться:
- продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на «…недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей….»
- подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал, продумать его РАЗМЕЩЕНИЕ;
- продумать формы организации деятельности детей;
- продумать формулировку вопросов и инструкций! Вопросы и инструкции должны быть краткими, конкретными, понятными детям!
А вот в повседневной жизни, во время режимных моментов можно и НУЖНО закреплять полученные на занятиях знания.
А теперь скажите, как можно закреплять полученные на занятиях знания в режимных моментах? Приведите примеры.
• При умывании – кто впереди? Кто сзади?
• П/игры «Двойки-тройки- и т. д.) – строиться в круги по заданному кол-ву.
• Прогулка: что выше/ ниже? А если сравнить с другими объектами? Считаем количество колебаний качели
• Дежурство: разложить на столах одинаковое количество тарелок, ложек и т. д.
На занятиях по ФЭМП решается ряд программных задач: образовательные; развивающие; воспитательные; речевые - работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.
Не переключаем слайд!
Следующий компонент успешной модели организации образовательной деятельности педагога по ФЭМП – это правильный подбор дидактического материала.
Дидактический наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям. Каким?
Совершенно верно
Слайд 14
• Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал
• Демонстрационный и раздаточный материал должны быть идентичными
• Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой).
• Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т. д.)
• И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее.
Слайд 15
Один из компонентов успешного занятия по ФЭМП - выбор оптимальных методов и приёмов.
Какие методы вы знаете?
Слайд 16
Практический метод - суть этого метода заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.).
Какие практические методы вы знаете?
Слайд 17
К группе практических методов обучения в дошкольном учреждении относятся:
- упражнения;
- элементарные опыты;
- моделирование;
- продуктивная деятельность…
Практические методы характеризуются, прежде всего, самостоятельным выполнением действий, применением дидактического материала. На базе практических действий у ребенка возникают первые представления о формируемых знаниях. Практические методы обеспечивают выработку умений и навыков, позволяют широкое использование приобретенных умений в других видах деятельности.
Слайд 18
Словесные методы
К словесным методам относятся:
-Рассказывание;
-Беседа;
-Объяснение;
-Пояснения;
-Инструкция;
-Словесные дидактические игры.
Словесный метод в элементарной математике занимает так же большое место и в основном заключается в вопросах к детям.
Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.
- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?
- в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?
Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.
Слайд 19
Упражнение «Рассмотри картинку» (изображение петуха)
Давайте с вами рассмотрим картинку, про что здесь можно сказать?
- У петуха ОДНА что…. (голова, борода)
- ОДИН…что?. (клюв, хвост, гребешок)
- ДВА…чего? (крыла, глаза)
- ДВЕ…чего? (ноги, шпоры)
- МНОГО…чего?. (перьев)
Здесь мы могли наблюдать как от поставленного вопроса, зависел ответ.
Речь и воспитателя, и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной. В этом случае занятие проходит быстро и интересно.
Слайд 20
Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности.
Наглядные методы обучения — это такие методы, при которых усвоение материала детьми зависит от применения наглядных и технических средств.
Что относится к наглядным методам? Назовите.
СЛАЙД 21
К наглядным методам относятся:
- наблюдения (это целенаправленное восприятие предметов под руководством взрослого);
- рассматривание картин и иллюстраций проводится после наблюдения реальных предметов или же в том случае, когда невозможно провести наблюдения или экскурсию;
- рассматривание игрушек, предметов.
- демонстрация опытов, диафильмов, кинофильмов.
Воспитатель должен помнить, что наглядность - не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный повышает эффективность обучения.
Слайд 22
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования процесс овладения знаниями, в том числе и элементарными математическими представлениями, должен быть привлекательным, ненавязчивым, радостным. Поэтому задача взрослого на современном этапе - поддерживать у ребенка познавательный интерес!
Как же «разбудить» этот познавательный интерес? Какие заинтересовывающие моменты в своей работе вы используете?
Вот и подошла к концу наша встреча. Всем спасибо большое за внимание!
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 декабря 2022 г. Регистрационный № 71847 утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 25 ноября 2022 г. № 1028.
3. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1989.
4. Тарунтаева Т. В. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М. : Просвещение, 1980.
5. Шевелев К. В. Развивающие игры для дошкольников. - М. : Издательство Института Психотерапии, 2001.