МААМ-картинки

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников

Титова Марина Николаевна
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО

Что такое формирование элементарных математических представлений?

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

Публикация «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах

Чтобы настроиться на продуктивную работу, предлагаю вам провести небольшую разминку: назвать пословицы, поговорки, крылатые выражения с числительными. (Семеро одного не ждут. Один в поле не воин. Одна голова хорошо, а две лучше. Семь пятниц на неделе. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Семь раз отмерь, один раз отрежь. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь).

Различные математические понятия ребё нок слышит практически с самого рождения: это и те пословицы, поговорки, крылатые слова, которые вы только что вспомнили, названия сказок («Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения и т. д.

Слайд 2

О важности математического развития говорили многие учёные, великие люди.

«Математика – это гимнастика ума» (А. В. Суворов).

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» (А. Маркушевич, советский педагог-математик).

Несомненно, Формированию элементарных математических представлений дошкольников должно отводиться важное место.

Математика способствует развитию не только логического мышления, но и речи. В математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций, внимания, памяти, которые в свою очередь, способствуют развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи.

Слайд 3

Содержание образовательной деятельности по формированию математических представлений указано в Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее ФОП ДО).

Назовите в какой именно образовательной области?

Слайд 4

Образовательная область «Познавательное развитие».

В области познавательного развития одни из основных задач образовательной деятельности для детей от 2 до 3 лет это:

- совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы;

-формировать у детей простейшие представления о геометрических фигурах, величине и количестве предметов на основе чувственного познания.

А сейчас давайте вы определите задачи по возрастам

И так определились?

Начнем с возраста детей от 3 до 4 лет

Слайд 5

От 3 до 4 лет

- формировать представления детей о сенсорных эталонах цвета и формы, их использовании в самостоятельной деятельности;

- развивать умение непосредственного попарного сравнения предметов по форме, величине и количеству, определяя их соотношение между собой; помогать осваивать чувственные способы ориентировки в пространстве и времени; развивать исследовательские умения.

Слайд 6

От 4 до 5 лет

- обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств;

- развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми деятельности;

- обогащать элементарные математические представления о количестве, числе, форме, величине предметов, пространственных и временных отношениях.

Слайд 7

От 5 до 6 лет

- развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;

- формировать представления детей о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования;

- развивать способность использовать математические знания и аналитические способы для познания математической стороны окружающего мира: опосредованное сравнение объектов с помощью заместителей (условной меры, сравнение по разным основаниям, счет, упорядочивание, классификация, сериация и тому подобное); совершенствовать ориентировку в пространстве и времени.

Слайд 8

От 6 до 7 лет

- расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов;

- развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания;

- обогащать пространственные и временные представления, поощрять использование счета, вычислений, измерения, логических операций для познания и преобразования предметов окружающего мира;

- развивать умения детей применять некоторые цифровые средства для познания окружающего мира, соблюдая правила их безопасного использования;

Слайд 9

Содержание образовательной деятельности по формированию математических представлений в Федеральной образовательной программе дошкольного образования в области познавательное развитие включает в себя:

1) Сенсорные эталоны и познавательные действия.

2) Математические представления.

Что еще включает в себя образовательная область познавательное развитие в содержании образовательной деятельности? (окружающий мир, природа).

Слайд 10

Сейчас мы с вами обсудим, то как выглядит модель успешного занятия по Формированию элементарных математических представлений?

Как вы думаете, что включает в себя модель успешного занятия?

Слайд 11

• Компетентность педагога в области преподаваемого предмета.

• Готовность воспитателя к занятию.

• Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала.

• Грамотная речь педагога.

• Выбор оптимальных методов и приёмов.

Каждый из названных компонентов очень важен и тесно взаимосвязан со всеми остальными.

Давайте рассмотрим содержание всех компонентов успешного занятия по Формированию элементарных математических представлений.

Слайд 12

Компетентность - это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Коль мы говорим о математическом развитии – хорошо владеть математической терминологией. Предлагаю проверить себя : разгадать небольшой математический кроссворд. (разгадывание кроссворда).

Одна команда будет разгадывать вопросы по вертикали, а другая по горизонтали.

Молодцы, разгадали весь кроссворд. Несомненно вы компетентны в области математики!

Слайд 13

Следующий компонент - готовность к занятию.

Математики – наука точная. Поэтому освоить математику только во время режимных моментов или в повседневной жизни невозможно! Необходима грамотная организация занятия!

К занятиям необходимо тщательно готовиться:

- продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на «…недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей….»

- подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал, продумать его РАЗМЕЩЕНИЕ;

- продумать формы организации деятельности детей;

- продумать формулировку вопросов и инструкций! Вопросы и инструкции должны быть краткими, конкретными, понятными детям!

А вот в повседневной жизни, во время режимных моментов можно и НУЖНО закреплять полученные на занятиях знания.

А теперь скажите, как можно закреплять полученные на занятиях знания в режимных моментах? Приведите примеры.

• При умывании – кто впереди? Кто сзади?

• П/игры «Двойки-тройки- и т. д.) – строиться в круги по заданному кол-ву.

Прогулка: что выше/ ниже? А если сравнить с другими объектами? Считаем количество колебаний качели

Дежурство: разложить на столах одинаковое количество тарелок, ложек и т. д.

На занятиях по ФЭМП решается ряд программных задач: образовательные; развивающие; воспитательные; речевые - работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.

Не переключаем слайд!

Следующий компонент успешной модели организации образовательной деятельности педагога по ФЭМП – это правильный подбор дидактического материала.

Дидактический наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям. Каким?

Совершенно верно

Слайд 14

Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал

• Демонстрационный и раздаточный материал должны быть идентичными

Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой).

• Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т. д.)

• И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее.

Слайд 15

Один из компонентов успешного занятия по ФЭМП - выбор оптимальных методов и приёмов.

Какие методы вы знаете?

Слайд 16

Практический метод - суть этого метода заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.).

Какие практические методы вы знаете?

Слайд 17

К группе практических методов обучения в дошкольном учреждении относятся:

- упражнения;

- элементарные опыты;

- моделирование;

- продуктивная деятельность…

Практические методы характеризуются, прежде всего, самостоятельным выполнением действий, применением дидактического материала. На базе практических действий у ребенка возникают первые представления о формируемых знаниях. Практические методы обеспечивают выработку умений и навыков, позволяют широкое использование приобретенных умений в других видах деятельности.

Слайд 18

Словесные методы

К словесным методам относятся:

-Рассказывание;

-Беседа;

-Объяснение;

-Пояснения;

-Инструкция;

-Словесные дидактические игры.

Словесный метод в элементарной математике занимает так же большое место и в основном заключается в вопросах к детям.

Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.

- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?

- в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?

Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.

Слайд 19

Упражнение «Рассмотри картинку» (изображение петуха)

Давайте с вами рассмотрим картинку, про что здесь можно сказать?

- У петуха ОДНА что…. (голова, борода)

- ОДИН…что?. (клюв, хвост, гребешок)

- ДВА…чего? (крыла, глаза)

- ДВЕ…чего? (ноги, шпоры)

- МНОГО…чего?. (перьев)

Здесь мы могли наблюдать как от поставленного вопроса, зависел ответ.

Речь и воспитателя, и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной. В этом случае занятие проходит быстро и интересно.

Слайд 20

Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности.

Наглядные методы обучения — это такие методы, при которых усвоение материала детьми зависит от применения наглядных и технических средств.

Что относится к наглядным методам? Назовите.

СЛАЙД 21

К наглядным методам относятся:

- наблюдения (это целенаправленное восприятие предметов под руководством взрослого);

- рассматривание картин и иллюстраций проводится после наблюдения реальных предметов или же в том случае, когда невозможно провести наблюдения или экскурсию;

- рассматривание игрушек, предметов.

- демонстрация опытов, диафильмов, кинофильмов.

Воспитатель должен помнить, что наглядность - не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный повышает эффективность обучения.

Слайд 22

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования процесс овладения знаниями, в том числе и элементарными математическими представлениями, должен быть привлекательным, ненавязчивым, радостным. Поэтому задача взрослого на современном этапе - поддерживать у ребенка познавательный интерес!

Как же «разбудить» этот познавательный интерес? Какие заинтересовывающие моменты в своей работе вы используете?

Вот и подошла к концу наша встреча. Всем спасибо большое за внимание!

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 декабря 2022 г. Регистрационный № 71847 утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации

от 25 ноября 2022 г. № 1028.

3. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1989.

4. Тарунтаева Т. В. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М. : Просвещение, 1980.

5. Шевелев К. В. Развивающие игры для дошкольников. - М. : Издательство Института Психотерапии, 2001.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений через игру «Математическое поле чудес» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки»Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки» Дидактическая игра, на формирование элементарных математических представлений в младшей группе. «Матрешки» Вашему вниманию хочу предложить.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
Опубликовано: 18 ноября 2024 в 17:10
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Титова Марина Николаевна (УИ 1757588) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД