Лучший педагог года Итоги 2024

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Ирина Барулина
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) у дошкольников является важной частью их познавательного и умственного развития. Дошкольный возраст — это период активного освоения ребёнком окружающего мира, когда закладываются основы логического мышления, пространственного восприятия, внимания и памяти. Введение математических понятий на этом этапе позволяет подготовить детей к системному обучению в школе.

Цели формирования ФЭМП

1. Образовательные:

• Ввести основы количественных и пространственных представлений.

• Обучить детей простым арифметическим действиям (счёт, сравнение, упорядочивание).

Темочки:

• Ознакомить с понятиями формы, размера, времени.

2. Развивающие:

• Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

• Стимулировать познавательную активность и любознательность.

3. Воспитательные:

• Формировать интерес к учёбе через игру.

• Воспитывать усидчивость, организованность и желание выполнять задания.

Задачи ФЭМП в работе с детьми дошкольного возраста

1. Научить детей осознавать количественные, пространственные, временные и измерительные отношения.

2. Обучить практическому использованию математических понятий через игру, эксперимент, наблюдение.

3. Сформировать представления о числах, геометрических фигурах, величинах, времени.

4. Подготовить детей к решению простейших логических задач и примеров.

Возрастные особенности развития математических представлений

Младший дошкольный возраст (3–4 года):

• Освоение основных понятий формы и цвета.

• Развитие навыков счёта в пределах 3–5.

• Первые представления о размерах и пространственном расположении (большой — маленький, высокий — низкий).

Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

• Углубление навыков количественного счёта в пределах 10.

• Сравнение и классификация предметов.

• Освоение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).

• Ориентация во времени (части суток, дни недели).

Старший дошкольный возраст (5–7 лет):

• Освоение простых арифметических операций (сложение, вычитание).

• Счёт в пределах 20.

• Анализ и синтез закономерностей.

• Углубление знаний о форме, величине, пространстве и времени.

Методы и приёмы формирования ФЭМП

1. Игровые методы:

• Дидактические игры («Разложи по размеру», «Найди пару», «Сколько это?»).

• Настольно-печатные игры (карточки, пазлы).

• Подвижные игры с элементами счёта (прыжки, шаги).

2. Наглядные методы:

• Демонстрация картинок, пособий, моделей.

• Показы геометрических фигур, числовых полосок, измерительных приборов.

3. Практические методы:

• Сортировка, раскладывание предметов по размерам, цветам, количеству.

• Конструирование с учётом геометрии (башня из кубиков, дом из деталей).

4. Проблемно-обучающие методы:

• Постановка задач, требующих логических решений («Какое число пропущено?», «Где спрятан круг?»).

• Моделирование жизненных ситуаций с математическим контекстом (в магазине, на прогулке).

5. Интеграция математических знаний в другие виды деятельности:

• Рисование с использованием геометрических фигур.

• Работа с песком и водой (меры объёма).

Формирование представлений через виды деятельности

1. Игровая деятельность:

Используется для формирования первоначальных навыков счета, сопоставления и классификации.

2. Познавательно-исследовательская деятельность:

Эксперименты и наблюдения (например, исследование, сколько капель воды поместится в стакан).

3. Трудовая деятельность:

Совместная уборка игрушек с сортировкой по формам, размерам.

4. Художественно-творческая деятельность:

Использование геометрических форм для создания аппликаций или рисунков.

5. Повседневная жизнь:

Упражнения в счёте (ложки на столе, шаги до двери, ориентировка в пространстве (право-лево).

Примеры занятий по ФЭМП

Для младшего возраста (3–4 года):

• Тема: “Считаем игрушки”.

• Цель: Закрепить навыки счёта до 3.

• Методика: Ребёнок помогает “укладывать игрушки спать”, раскладывая по местам и считая их количество.

Для среднего возраста (4–5 лет):

• Тема: “Геометрическая мозаика”.Цель: Распознавание фигур (круг, квадрат, треугольник).

• Методика: Использование разноцветных деталей для составления узоров.

Для старшего возраста (5–6 лет):

• Тема: “Магазин”.

• Цель: Освоить простые арифметические действия (складывание и вычитание).

• Методика: Покупка предметов по “цене”, тренировка умения считать.

Рекомендации для педагогов

1. Создавайте игровую развивающую среду для формирования интереса к математике.

2. Используйте индивидуальный подход к ребёнку.

3. Интегрируйте математические понятия в повседневную жизнь группы.

4. Поддерживайте активность и самостоятельность детей в познании.

5. Совмещайте математическую деятельность с творческой и двигательной активностью.

Заключение

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников — это фундаментальное направление в их развитии. С помощью игры, наблюдений и практической деятельности ребёнок учится познавать количественные, пространственные и временные отношения. Это создает базу для успешного освоения школьных дисциплин и дальнейшего интеллектуального развития.

Систематическая и творческая работа педагога позволяет сформировать у ребёнка устойчивый интерес к математике и уверенность в своих силах.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 января 2025 в 16:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Барулина (УИ 1164542) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД