Ирина Барулина
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) у дошкольников является важной частью их познавательного и умственного развития. Дошкольный возраст — это период активного освоения ребёнком окружающего мира, когда закладываются основы логического мышления, пространственного восприятия, внимания и памяти. Введение математических понятий на этом этапе позволяет подготовить детей к системному обучению в школе.
Цели формирования ФЭМП
1. Образовательные:
• Ввести основы количественных и пространственных представлений.
• Обучить детей простым арифметическим действиям (счёт, сравнение, упорядочивание).
Темочки:
• Ознакомить с понятиями формы, размера, времени.
2. Развивающие:
• Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
• Стимулировать познавательную активность и любознательность.
3. Воспитательные:
• Формировать интерес к учёбе через игру.
• Воспитывать усидчивость, организованность и желание выполнять задания.
Задачи ФЭМП в работе с детьми дошкольного возраста
1. Научить детей осознавать количественные, пространственные, временные и измерительные отношения.
2. Обучить практическому использованию математических понятий через игру, эксперимент, наблюдение.
3. Сформировать представления о числах, геометрических фигурах, величинах, времени.
4. Подготовить детей к решению простейших логических задач и примеров.
Возрастные особенности развития математических представлений
Младший дошкольный возраст (3–4 года):
• Освоение основных понятий формы и цвета.
• Развитие навыков счёта в пределах 3–5.
• Первые представления о размерах и пространственном расположении (большой — маленький, высокий — низкий).
Средний дошкольный возраст (4–5 лет):
• Углубление навыков количественного счёта в пределах 10.
• Сравнение и классификация предметов.
• Освоение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
• Ориентация во времени (части суток, дни недели).
Старший дошкольный возраст (5–7 лет):
• Освоение простых арифметических операций (сложение, вычитание).
• Счёт в пределах 20.
• Анализ и синтез закономерностей.
• Углубление знаний о форме, величине, пространстве и времени.
Методы и приёмы формирования ФЭМП
1. Игровые методы:
• Дидактические игры («Разложи по размеру», «Найди пару», «Сколько это?»).
• Настольно-печатные игры (карточки, пазлы).
• Подвижные игры с элементами счёта (прыжки, шаги).
2. Наглядные методы:
• Демонстрация картинок, пособий, моделей.
• Показы геометрических фигур, числовых полосок, измерительных приборов.
3. Практические методы:
• Сортировка, раскладывание предметов по размерам, цветам, количеству.
• Конструирование с учётом геометрии (башня из кубиков, дом из деталей).
4. Проблемно-обучающие методы:
• Постановка задач, требующих логических решений («Какое число пропущено?», «Где спрятан круг?»).
• Моделирование жизненных ситуаций с математическим контекстом (в магазине, на прогулке).
5. Интеграция математических знаний в другие виды деятельности:
• Рисование с использованием геометрических фигур.
• Работа с песком и водой (меры объёма).
Формирование представлений через виды деятельности
1. Игровая деятельность:
Используется для формирования первоначальных навыков счета, сопоставления и классификации.
2. Познавательно-исследовательская деятельность:
Эксперименты и наблюдения (например, исследование, сколько капель воды поместится в стакан).
3. Трудовая деятельность:
Совместная уборка игрушек с сортировкой по формам, размерам.
4. Художественно-творческая деятельность:
Использование геометрических форм для создания аппликаций или рисунков.
5. Повседневная жизнь:
Упражнения в счёте (ложки на столе, шаги до двери, ориентировка в пространстве (право-лево).
Примеры занятий по ФЭМП
Для младшего возраста (3–4 года):
• Тема: “Считаем игрушки”.
• Цель: Закрепить навыки счёта до 3.
• Методика: Ребёнок помогает “укладывать игрушки спать”, раскладывая по местам и считая их количество.
Для среднего возраста (4–5 лет):
• Тема: “Геометрическая мозаика”.Цель: Распознавание фигур (круг, квадрат, треугольник).
• Методика: Использование разноцветных деталей для составления узоров.
Для старшего возраста (5–6 лет):
• Тема: “Магазин”.
• Цель: Освоить простые арифметические действия (складывание и вычитание).
• Методика: Покупка предметов по “цене”, тренировка умения считать.
Рекомендации для педагогов
1. Создавайте игровую развивающую среду для формирования интереса к математике.
2. Используйте индивидуальный подход к ребёнку.
3. Интегрируйте математические понятия в повседневную жизнь группы.
4. Поддерживайте активность и самостоятельность детей в познании.
5. Совмещайте математическую деятельность с творческой и двигательной активностью.
Заключение
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников — это фундаментальное направление в их развитии. С помощью игры, наблюдений и практической деятельности ребёнок учится познавать количественные, пространственные и временные отношения. Это создает базу для успешного освоения школьных дисциплин и дальнейшего интеллектуального развития.
Систематическая и творческая работа педагога позволяет сформировать у ребёнка устойчивый интерес к математике и уверенность в своих силах.