наталья кулик
Формирование элементарных математических представлений посредством сенсорных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений посредством сенсорных игр
Формирование элементарных математических представлений дошкольника - важная составляющая интеллектуального и личностного развития ребенка. В математике заложены основы умственного воспитания детей, а также развитие мышления, памяти. Овладение математическими понятиями тесно связано с развитием восприятия и ощущения, т. е. сенсорным развитием детей. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и разнообразнее будут полученные дошкольником сведения об окружающем мире.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений посредством сенсорных игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Дошкольное образование, как первая ступень в общей системе образования, должно закладывать основы математического развития дошкольников.
Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, активен на занятиях, уверен в своих силах. В своей педагогической деятельности стараюсь применять разнообразные методы и приемы, которые бы увлекали детей и в тоже время, были направлены на развитие математических способностей детей. Имея педагогический опыт работы с детьми, считаю, что именно через сенсорные игры у дошкольников формируются основы математической науки.
Цель работы: развитие математических способностей детей через сенсорные игры.
Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:
разнообразить развивающую предметно-пространственную среду в группе;
развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
создать дидактические игры на формирование элементарных математических представлений дошкольника.
В обучение детей математике дошкольного возраста я использую сенсорные игры, в которых они знакомятся с основными сенсорными эталонами. С детьми младшего возраста особое внимание уделяю сенсорному эталону «величина». Ребенок видит предмет глазами, ощупывает его, сравнивает, производит некоторые действия. Таким образом, первоначальное знакомство с понятием «величина» происходит на уровне органов чувств. Для этого использую игры «Большой – маленький», «Разложи мячики» и др.
Игры с помпонами. С детьми младшего возраста мы учимся сортировать их по цвету, размеру. На помощь нам приходит специальный пинцет, работая с ним развивается мелкая моторика рук. С детьми старших группы мы учимся считать помпоны, работать с карточками-схемами, например, положи в стаканчик столько помпонов, сколько указано в карточке, или распредели помпоны, чередуя по цвету.
Начиная с детьми младшего возраста, мы знакомимся с сенсорным эталоном «формы», т. е. учим ребенка различать геометрические фигуры. Для этого знакомим с практическими действиями, которые помогают ему воспринимать форму независимо от цвета, положения в пространстве, размера:
ощупывание
обведение пальцем контура
наложение фигур
прикладывание.
Для закрепления знаний о геометрических фигурах использую такие игры: «Разложи геометрические фигуры по образцу», «Подбери по форме», «Угадай на ощупь».
С целью развития логического мышления использую игры: «Продолжи ряд», «Назови пропущенную фигуру». Следует помнить, что каждую игру необходимо начинать с простого и затем усложнять по мере усвоения детьми тех или иных понятий.
Сенсорный пакет – развивает мелкую моторику рук и тактильные ощущения, фантазию, внимание, усидчивость, координацию движений. С детьми младшего возрасты мы учимся передвигать бусинки в пакете, знакомимся с понятиями «много», «мало», «ни одного», с детьми старшего возраста передвигаем бусинку по специальному лабиринту, или отсчитываем нужное количество бусинок, передвигая её пальцем в определенное место.
К старшему дошкольному возрасту, когда дети знакомы с основными сенсорными эталонами, особое внимание уделяю развитию пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу. Интересная игра «Шапочки», где детям предлагается одеть шапочку на пальцы в соответствии со схемой, развивает внимание, ориентировку в пространстве, знакомит с правой и левой рукой, закрепляем название цветов, учит детей работать по схеме.
При математической подготовке дошкольников важно обучать измерению различных предметов. Это даёт возможность детям пользоваться условными мерами при измерении сыпучих, жидких веществ и протяжённостей. При этом у детей развивается глазомер, что важно для сенсорного развития.
Используя разнообразные игры в обучении детей математике, позволяет заинтересовать ребенка, в игровой форме приобщает к сложному интеллектуальному труду.
Литература:
1. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 320. – (Дошкольное воспитание и развитие).
2. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада. – 14: Просвещение, 1983. – 96с.