Татьяна Чертыгашева
Конспект НОД по ФЭМП «Сравнение предметов»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
- Учить детей определять равное количество в группах разных предметов (предпосылки возникновения образа числа).
- Развивать у детей внимание и координацию движений под счет.
- Формировать у детей представления о независимости числа от расположения и цвета предметов: устанавливать равенство в группах из пяти предметов при определении их численности, когда они расположены по кругу, по квадрату или в виде любой другой фигуры; когда они различны по цвету.
- Учить детей отсчитывать от большего количества меньшее по названному числу.
- Уточнять понимание детьми независимости числа от формы расположения сосчитываемых предметов.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Сравнение предметов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Материалы, инструменты, оборудование
Демонстрационный материал:
Круги двух цветов (например, красные и синие) по пять каждого цвета (5 см в диаметре).
Две числовые карточки с пятью точками, расположенными горизонтально.
Раздаточный материал:
По 8-10 кружков на подносе.
Ход образовательной деятельности
У воспитателя на столе небольшими группами стоят или лежат разные предметы, например: три мяча, три кораблика, три матрешки, три грибочка. Воспитатель просит детей обратить внимание на то, какие это предметы, сколько групп и по сколько предметов в каждой группе.
Посчитали, уточнили общее количество групп (в нашем случае их четыре) и по сколько предметов в каждой группе (по три). Далее воспитатель просит детей у себя на столах составить различные группы, но так, чтобы в каждой были одинаковые предметы, одно и то же количество, и чтобы эти предметы не повторялись в других группах: у кого-то по две игрушки, у кого-то по четыре и т. д. (не больше пяти). Дети могут работать парами, тройками, как им удобно. А затем все рассматривают и определяют словом, что получилось. Например: «У Сережи и Андрюши три группы, в каждой по четыре игрушки», указывая, говорят: «Четыре самолетика, четыре космонавта, четыре шишки, все игрушки разные». «А у Анечки и Сонечки четыре группы по два предмета в каждой. Два камушка, два каштана, два желудя, два карандаша».
Игра «Руки — ноги»
Воспитатель рассказывает детям правила игры: один хлопок — сигнал для рук, два хлопка — сигнал для ног. «Когда я хлопну в ладоши один раз, вы поднимаете руки, хлопну еще один раз — опускаете руки. Хлопну два раза — встаете. Хлопну еще два раза — садитесь». Например, последовательность, один хлопок — подняли руки; два хлопка — встали с поднятыми руками; один хлопок — стоя, опустили руки; два хлопка — сели с опущенными руками и т. п. При первом проведении игры желательно, чтобы не было выбывших детей, чтобы дети продолжали играть, несмотря на допущенные ими ошибки (при последующих проведениях вводится правило — кто ошибся выбывает из игры — садится на ковер).
Перед детьми на доске красные кружки, расположенные по кругу. Их пять. Рядом пять синих, расположенных квадратом. Воспитательница интересуется, в какой из этих фигур может быть больше или меньше кружков, а так же не поровну ли их: «Как можно это узнать?» Дети, скорее всего, ответят: «Посчитать». Иногда они говорят: наложить кружки, синие на красные или наоборот, красные на синие. Воспитатель говорит: «Это правильно, но мы тогда не узнаем «сколько», а хотелось бы.» Останавливаемся на варианте: «Посчитать!» Чтобы дети не посчитали один и тот же кружок дважды или не сбились со счета, как это часто бывает, воспитатель договаривается с ними, с какого кружка начнут считать. И около названного кружка слева ставит жирную точку. Сообщает детям — это «точка отсчета». «Точкой отсчета» может быть и маленький кружок (лучше всего на магнитике, который ставится рядом с предметом, с которого начинается счет.
Посчитали кружки по кругу. Пять. Положили рядом числовую карточку.
Посчитали кружки по квадрату. Пять. Так же положили рядом числовую карточку.
Карточки с одинаковым количеством кружков. Названное числительное одно и то же. Следовательно, и тех и других кружков поровну. Пять и пять. Если дети быстро и успешно справились с этим заданием педагог предлагает им закрыть глаза и быстренько кладет синие кружки треугольником. Дети открывают глаза. Дальнейшая процедура та же самая.
После нескольких вариантов размещений и пересчета делается вывод: «Посмотрите, красные лежат кружком, а синие квадратиком, мы посчитали и узнали, их пять и пять, поровну, все равно одинаково». Воспитатель делает вывод: как бы не были расположены предметы по кругу, по квадрату, по треугольнику, какого бы они ни были цвета, если их поровну, одинаковое количество, то форма расположения и цвет не имеют значения.
Перед каждым ребенком на подносах лежат по 8-10 кружков одного цвета. Воспитатель просит детей отсчитать по пять кружков и разложить их так, как им хочется: в виде круга, квадрата, прямоугольника или треугольника. Дети выполняют и рассказывают о своих вариантах: «У меня пять синих кружков, я разложила их кругом»; «А у меня пять красных кружков, я разложил их квадратом» и т. д.