Елена Борисова
Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
[b]Борисова Елена Александровна
воспитатель МБДОУ детский сад № 1 ЗАТО Озерый
Тема
«Экологическое воспитание дошкольников»[/b]
Экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой. Экология в прямом смысле этого слова - знание о Доме, причем под Домом можно понимать различные масштабы среды обитания: от ближайшего окружения до Вселенной. Домом может быть и сам человек - носитель своего внутреннего мира. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний о себе и о своем Доме для того, чтобы его жизнь в нем была мирной, здоровой, гармоничной и созидательной. Конечно, нет! Без этих знаний ничего не изменится. Экология как наука должна быть Знанием с большой буквы, пронизанным любовью и гуманизмом. Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого воспитания заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического сознания. Сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы ни посадил деревьев и цветов, если при этом не зажигается в нем любовь – все бесплодно.
Публикация «Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное должно стать воспитанием сердца, которое рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце – есть исток человечности в человеке. Недаром древние греки говорили: «Слушать сердцем и смотреть глазами сердца». «Годы детства – это прежде всего воспитание сердца» - писал В. Сухомлинский.
Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца не возможно. Главная форма познавательной деятельности в экологическом воспитании – наблюдение. Разнообразные, экологически правильно созданные условия жизни (аналогичные естественной среде) для животных и растений, демонстрируют морфофункциональную приспособленность живых организмов к среде обитания. Дети под руководством воспитателя наблюдают за рыбками в аквариуме и устанавливают их приспособленность к жизни в воде; наблюдают за птицами в клетке и на участке детского сада, вникают в их приспособленность к жизни в наземно – воздушной среде, в их поведение, приспособленное к сезону. Развивающийся познавательный интерес – это проявление духовности ребенка, которое в дальнейшем может стать устойчивым и глубоким стремлением к познанию окружающего мира. Вопросы ребенка, его самостоятельные наблюдения, сообщения о своих впечатлениях – это по сути внешние проявления духовности. От поддержки воспитателя зависит его последующее развитие.
Одна из актуальных проблем сегодняшнего дня – экологическая проблема, предполагающая правильное взаимодействие человека с природой, разумное и грамотное с биологической точки зрения использование природных ресурсов: земли, воздуха, лесов, рек, морей.
Неправильная хозяйственная деятельность, загрязнение окружающей среды разрушают сложившиеся природные комплексы, лишает растения и животных нормальных условий существования.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитаниеподрастающего поколения, от которого может зависеть судьба природы в общем и всей планеты – Земля.
Ведущие отечественные и зарубежные ученые (Н. Н. Моисеев, Н. Ф. Реймерс и др.) считают: истоки экологического кризиса находятся в самом человеке – в проблеме отсутствия или недостаточного развития его духовности.
Современно звучат слова Н. Бердяева: «Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Жизнь человека заполнена средствами к жизни, которые стали его самоцелью».
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к рукотворному миру, к себе и к окружающим людям.
Осознанно – правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к нее и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состояние растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных. Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать их в различной деятельности (отражать их в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).
В нашем сельском дошкольном учреждении решение выдвинутых задач имеет особую, ярко выраженную специфику, обусловленную с одной стороны близостью природных условий (леса, речки, с другой – сельскохозяйственная деятельность людей. Воспитанники сельского детского сада имеют возможность наблюдать разнообразные и интересные явления в жизни растений и животных. Им доступны для обозрения объекты окультуренной природы – поля, теплицы, созданные и возделанные людьми. Важно и то, что дети постоянно находятся среди взрослых, которые трудятся на тех или иных сельскохозяйственных объектах; узнают не только из разговоров, но и видят воочию, как выхаживают молодняк сельскохозяйственных животных, как выращивают различные садовые и овощные культуры.
Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте лишь начинается. Однако несомненно: первые крупицы экологических знаний необходимы, они помогут детям правильно ориентироваться в окружающей действительности, понимать ее, но главное – положат начало осознанному отношению к природе.
«Природу не уродуй,
Природу не обидь.
Родился человеком –
Так им и надо быть!»
Эмма Мошковская.