Наталья Фомичёва
Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектно исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ проблемы формирования экологической культуры дошкольников средствами проектно исследовательской деятельности
1.1 Особенности экологического воспитания дошкольников
Публикация «Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектно исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей дошкольного и младшего школьного возраста знаниями, ценностными ориентирами, необходимыми для воспитания экологической культуры, духовности, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков, развития познавательной и творческой активности ребенка, как части природы. В работе используются разнообразные формы и методы в зависимости от местных условий, наличия квалифицированных кадров и материальных ресурсов.
В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания». В нем особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей [10].
Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам: пониманию самоценности природы; осознанию ребенком себя как части природы; воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий; формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»; пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать; формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды ( например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить); усвоению азов экологической безопасности; усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту; формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Среди множества проблем, связанных с таким расширительным пониманием экологии, одна из важнейших - экологическое воспитание и экологическое образование. Ей уделяли внимание многие видные экологи, академики Н. Н. Моисеев, А. Л. Яншин, Г. Н. Ягодин, Н. Н. Тарасова, Г. Н. Розенберг. [6].
За последние годы проведен ряд исследований, направленных на усиление экологического образования и воспитания (И. А. Габев, А. Н. Захлебный, И. С. Матрусов, И. Т. Суравегина и др., внимание обращается на формирование мотивов бережного отношения дошкольников к природе (Н. А. Рыков, А. П. Сидельковский, на природоохранительную работу в условиях изучения природы родного края (П. В. Иванов) [3].
Перспективные научные исследования лаборатории по экологическому развития дошкольников включают в себя работу по следующим направлениям:
Непрерывность формирования экологической культуры у детей и подростков в системе общего образования.
Моделирование процесса воспитания экологической культуры у детей и подростков в условиях модернизации образования.
Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности.
Историко-педагогические основания развития культуры взаимоотношений человека с природой.
Развитие экологической культуры педагога.
Гуманистические ценности экологического воспитания.
Эвристические методы в экологическом воспитании.
Творческая деятельность в гармонизации отношений с Природой как феномен экологической культуры.
Экологизация учебно-воспитательного процесса в контакте реформирования системы образования.
Экологическое воспитание в семье [7].
«Устойчивое развитие» как стратегия экологического воспитания за рубежом.
Формулировка цели, задач во многом определяет и содержание образования. Как справедливо отмечает известный специалист в области экологического образования И. Д. Зверев, до настоящего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Особенно этот вопрос актуален для экологического образования дошкольников как нового направления (включая образование детей, родителей, педагогов). И. Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». Он подчеркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются: обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).
Г. А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического образования, так как оно «должно развить мировоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решения жизненно важных для своей популяции и всего биоразнообразия в целом вопросов» [8]. Он подчеркивает, что экологическое образование — это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей. С этих позиций данным автором выделен ряд задач в области экологического образования, среди которых, на наш взгляд, к уровню дошкольников приемлемы следующие : выработка этики по отношению к окружающей среде, воспитание граждан, понимающих связи человечества со всей окружающей средой.
Определяя сущность экологического образования можно выделить, во-первых: особенности этого процесса:
1) ступенчатый характер:
а) формирование экологических представлений ;
б) развитие экологического сознания и чувств;
в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
г) выработка навыков и привычек поведения в природе;
д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
2) длительность;
3) сложность;
4) скачкообразность;
5) активность;
во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:
1) развитие экологического сознания;
2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;
3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
4) воспитание устойчивой воли;
5) формирование значимых целей экологической деятельности [12].
Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников : «воспитание начал экологической культуры» (С. Н. Николаева, «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н. А. Соломонова, воспитание ответственного отношения к природе (А. В. Королева, воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н. Е. Орлихина, «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г. Филиппова). Е. Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности». От формулировок указанных авторов несколько отличается точка зрения Т. В. Потаповой. Данный автор перечисляет целый комплекс целей образования ребенка в области окружающей среды, среди которых указывает развитие у ребенка уверенности по отношению к своей среде обитания; элементарные знания о различиях между живой и неживой природой и представлениями о роли умственного и физического труда человека в преобразовании живой и неживой природы; элементарные навыки неразрушающего общения с дикой природой и творениями ума и рук человека; формирование ценностных установок, основ для последующего обучения правам человека и этической ответственности. В коллективной работе под руководством этого же автора в качестве цели программы указывается подготовка детей к необходимому для полноценной жизни в XXI веке эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем [7].
Эффективная работа ДОУ по формированию основ экологической культуры малышей и молодых родителей требует тщательного и вдумчивого использования земельных участков ДОУ. В идеале эти территории должны быть зонами максимальной экологической безопасности, обеспечивая на современном уровне с привлечением новейших технологий:
оздоровительную функцию;
рекреационную функцию;
учебно-просветительскую.
Для полноценного развития дошкольников необходимо, чтобы они были свидетелями как можно большего количества понятных их восприятию добрых дел, которые выполняют дети старшего возраста, и общаться со старшими детьми и подростками: решению этой проблемы поможет практическая работа добровольцев по изучению и экологическому обустройству территории детского сада, проведение участниками проекта фотосъемки, экскурсий и игровых занятий с дошкольниками.
1.2 Особенности формирования экологической культуры детей дошкольного возраста
Экологическое воспитание дошкольников как необходимый объект программы ДОУ возник относительно недавно, хотя потребность его существования появилась уже давно. Во многом, воспитатели следуют в преподавании обще дидактическим основам в обучении. Это очевидно, так как предмет новый и четких методических советов не сформировано, не наработана основа методов и приемов. Но также само экологическое воспитание может дать шанс выработать методические основы и собственные методы
Наравне с термином «экологическое воспитание» в литературе широко применяется слово «экологическая культура». В одних вариантах он используется как выражение первого, в иных – развитие экологической культуры рассматривается как окончательная задача, как коэффициент степени экологического сознания.
В концепции общего экологического образования указывается, что экологическая культура основывается на духовный и практический опыт предыдущих и современных поколений, а кроме того предусматривает мониторинги специалистов по изменению экологического качества сферы в наступившем 3-ем тысячелетии [3].
Н. Ф. Мамедов анализирует концепцию экологического образования как основное средство развития экологической культуры, а саму экологическую цивилизацию как новейший метод объединения человека с природой, примирения с ней на основе наиболее углубленного ее постижения [4].
Н. С. Дежникова полагает, что «контрапунктом обучения экологической культуры считается формирование такого понятия об участке и значимости лица в отношениях с находящейся вокруг сферой, при котором ни человек не противопоставляется природе, ни природа человеку, а их присутствие принимается в единстве и единой взаимосвязи друг с другом» [14].
Н. Ф. Винокурова акцентирует внимание, что «в экологической культуре интегрируются все без исключения области сознания личности: когнитивной (познавательной, эмоциональной (эмоционально-ценностной) и психомоторной» [12].
И. Д. Зверев отмечает, что экологическая культура отображает целостное представление общества, сочетание разнообразных разновидностей работы человека, основанных на познаниях универсальных качеств биосферы, доминирующего утверждения в ней человека. Более того, природная культура становится основным компонентом общей культуры, формирования материальных и внутренних ценностей [12].
Экологическая культура – это умение людей пользоваться собственными экологическими знаниями и умениями в фактической деятельности.
В обстоятельствах глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, появилась потребность в постоянном природоохранном воспитании, главная задача которого заключается в создании новейшего вида отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности. Дошкольный возраст возможно анализировать как изначальную стадию экологического образования, так как непосредственно в данный промежуток жизни дошкольник обретает основные принципы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому окружению общечеловеческих ценностей. Развитие экологической культуры проявляется в абсолютно всех типах работы детей.
Одна из воспитательных задач дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в обществе растений и животных как живых существ, гарантировать представление первоначальных связей в природе – представление необходимости одного-двух условий для жизни.
Инновационные проблемы взаимоотношения человека с находящейся вокруг средой могут быть разрешены только лишь при условии развития экологического мировоззрения у абсолютно всех людей, увеличения их экологической грамотности и культуры, осмысления потребности реализации основ устойчивого развития.
Цель программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни - реализация комплексной системы мер по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни дошкольников, создание санитарно-гигиенических условий в сочетании с грамотным просвещением и соблюдением принципов природосообразности и целостности развития личности ребенка.
Задачи программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни:
- пробудить в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, позитивных факторах, влияющих на здоровье);
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- использовать оптимальные двигательные режимы для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- сформировать представление о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п., о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- научить делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, выполнять правила личной;
- сформировать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- научить элементарным приемам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу
- сформировать у детей устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного поведения на улицах, дорогах, в быту, навыки самоконтроля, самоорганизации в определённых жизненных ситуациях.
Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Экологическая культура это и знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, это и эмоционально-чувственные переживания, и эмоционально-ценностное и деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, к действительности. Она формируется в интеграции трех направлений: экологического сознания, нравственно-эстетического и деятельностно-практического отношения. Иногда экологическую культуру рассматривают как многомерный целостный компонент интеллектуальной и духовной культуры личности, обеспечивающий ее творческую самореализацию в осмыслении и разрешении экологических проблем [12]. Экологическая культура – это и уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и отношения человека к миру.
Уже из сказанного можно сделать вывод, что «экологическая культура» является интегральной категорией, вбирающей в себя достаточно много составляющих. В ее структуре можно выделить по крайней мере четыре взаимосвязанных и взаимопроникающих компонента: когнитивный, эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой и деятельностный [42].
Исследования показывают, что базисом (фундаментом) высокой экологической культуры является прежде всего соответствующее экологическое сознание.
Отсюда вытекает следующая формулировка понятия экологической культуры. Экологическая культура – это процесс и результат формирования экологического сознания личности, отражающий неразрывное единство между совокупностью знаний, представлений о природе, эмоционально-чувственного и ценностного отношения к ней (внутренняя культура) и соответствующих умений, навыков, потребностей взаимодействия с ней (внешняя культура, основанный на гармонизации взаимосвязей в системе «природа-человек».
Целью экологического образования и воспитания является формирование личности, имеющей высокий уровень экологической культуры, следовательно, обладающей новым экологическим сознанием, экологическим мировоззрением, которое позволяет взаимодействовать с миром природы на основе понимания его законов, сотрудничать с природой, а не управлять ей.
Естественно, что экологическая культура является составной частью общей культуры личности. Что понимают под экологической культурой сейчас? В педагогической и экологической литературе встречаются разнообразные интерпретации этого понятия, имеющие при этом много общего.
Экологическая культура это знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-ценностное и деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, к действительности. Она формируется в интеграции трех направлений: экологического сознания, нравственно-эстетического и деятельностно-практического отношения. Триединство этой категории отражено в следующем определении. Экологическая культура – это экологическая образованность, сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования. Экологическую культуру рассматривают и как многомерный целостный компонент интеллектуальной и духовной культуры личности, как субъектный, системный, многомерный опыт личности, обеспечивающий ее творческую самореализацию в осмыслении и разрешении экологических проблем. Другие исследователи считают, что экологическая культура – это сложное личностное образование, включающее в себя ответственность за состояние окружающей среды, наличие экологических взглядов и убеждений, опыт деятельности по изучению и охране природной среды, систему научных понятий по проблемам экологии.
На основании вышесказанного можно заметить, что экологическая культура является интегральной категорией, вбирающей в себя множество компонентов. В структуре экологической культуры человека выделяют четыре (когнитивный, эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой и деятельный, а иногда и семь взаимосвязанных и взаимопроникающих компонентов, когда с учетом возрастных особенностей на каждом этапе развития личности доминирующим выступает один из них.
Важным компонентом экологической культуры является личностно-ценностное отношение к природе, помогающее осознать себя частью природы и свою ответственность за последствия общения с ней. Так называемая экологическая ответственность предполагает высокий уровень экологического сознания. Ведь формирование экологической культуры личности это не только вооружение ее природоохранительными знаниями и навыками, но и создание особого внутреннего мира. В основе ответственности лежит нравственное отношение людей к миру природы, а фундаментом ее формирования являются экологические знания. При этом ответственность за природу не равна любви к ней. Можно быть самым активным «другом природы» во внеучебное, внерабочее время и одновременно наносить экологический ущерб. Провозглашение тех или иных ценностей еще не является условием их воплощения в конкретном поведении. Экологические ценности, установки, потребности, сталкиваясь с аналогичными социальными и экономическими, уступают последним и остаются на заднем плане. Вероятно, данное противоречие закладывается в процессе овладения профессиональными навыками, в частности, в период обучения в высшей школе. В городской среде наступает также эффект привыкания к свалкам, загазованности, стираются границы экологического благополучия и неблагополучия, «планка снижается». Все это способствует проявлению антиэкологических форм поведения человека в связи с преобладанием ценностей технологической цивилизации и снижением экологических ориентаций в общественном сознании. По мнению Мак-Джина, преувеличение ценности человека создает угрозу равновесия в природе, а ее преуменьшение может нанести удар по гуманизму. На самом деле, ценностное предпочтение не может быть отдано ни человеку, ни природе. Речь должна идти о системе, в которой они дополняют друг друга. Чтобы сохранить и гуманизм с присущими ему ценностными ориентациями, и природный баланс, экология и этика должны совместно прокладывать дорогу в будущее.