Лучший педагог года

Формирование экологической культуры дошкольников посредством музейной технологии

Ольга Скворцова
Формирование экологической культуры дошкольников посредством музейной технологии
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №376 Тракторозаводского района Волгограда»

Скворцова Ольга Валерьевна – воспитатель

Усачёва Ольга Геннадиевна – воспитатель

Статья «Формирование экологической культуры дошкольников по средствам музейной технологии»

Актуальность

Публикация «Формирование экологической культуры дошкольников посредством музейной технологии» размещена в разделах

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста.

Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.

Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается, ее рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Появилась возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми.

Возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т. д.).

Профессиональное мастерство и большой творческий потенциал педагогов ДОУ способствовали созданию единой системы воспитательной работы с детьми, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и ребенка.

Реализация данной модели на основе совместной деятельности способствует рождению поля интеллектуального напряжения каждого ребенка, эмоциональному заражению каждого, вовлечению детей в общественные связи и обогащению социальным опытом, предоставляет ребенку социальное пространство для проявления своей индивидуальности, помогает выработке образа достойной жизни и ориентирует на соблюдение норм группы. Стимулирует воспроизведение данного образа в реальной жизни ребенка.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования экологической культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы: (Н. А. Рыжова)

• учет интересов не только нынешнего, но и будущих поколений;

• подход к решению задач экологической культуры как составной части экологической политики;

• учет региональных особенностей, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию;

• использование основных положений государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности;

• связь образовательных и воспитательных действий с практикой решения природоохранных проблем;

• гуманистического отношения к природе;

• открытость и доступность экологической информации;

• вовлечение педагогической и родительской общественности в решение задач по формированию экологической культуры у дошкольников;

• использование исторического опыта решения задач экологического образования и просвещения,

• соблюдение экологического законодательства и наступления ответственности за их нарушения.

Таким образом, формировать ответственность, прежде всего за свои поступки и действия, нужно в раннем возрасте. Учить детей видеть и понимать красоту природы.

Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Мы учим, бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке.

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.

Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт.

Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.

В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики стал мини-музей экологического содержания созданный в нашем ДОУ.

Назначение созданного мини-музея – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.

Была определена тема и название музея, разработана его модель, определено место для размещения экспонатов (все они прекрасно вписываются в интерьер помещения).

Детский музей должен «подойти к детям», чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.

Необходимо выделить следующие педагогические функции мини-музея :

- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;

- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

- просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойно и раскрепощено.

Представляю вам опыт работы нашего ДОУ по созданию мини- музея Эра Динозавров и работы с детьми.

Цель созданного музея – сделать процесс образования более привлекательным для ребенка, наладить более тесное взаимодействие с семьей, познакомить детей с динозаврами через организацию системы познавательных занятий, сформировать навыки исследовательской деятельности.

Задачи:

- обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ;

- обогащение воспитательного, образовательного пространства новыми формами;

- формирование у дошкольников представления о музее;

- расширение кругозора у дошкольников;

- развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;

- развитие творческого и логического мышления, воображения;

- воспитание бережного и созидательного отношения к родной природе;

- познакомить с древними обитателями земли и динозаврами;

- дать представления об условиях жизни динозавров;

- установить зависимость, отражающую связь живых организмов и среды обитания;

- продолжать формировать основы экологического сознания дошкольников через знакомство с древним миром.

Принципы деятельности мини-музея :

- принцип учёта возрастных особенностей детей;

- принцип опоры на интересы детей;

- принцип взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

- принцип наглядности;

- принцип последовательности;

- принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозицию, которая соответствует требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали ее мини-музей. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

В процессе проделанной работы удалось заинтересовать и вовлечь в организацию мини эко музея педагогов ДОУ и родительскую общественность.

План работы по созданию мини-музея

Разделы мини-музея, особенности их использования

«Своими руками» или «Творческая деятельность»

Экспонаты из пластилина и экспонаты из картона были сделаны детьми с помощью воспитателя. Дети нарисовали рисунки динозавров.

«Библиотека»

Совместно с родителями и детьми были собраны книги, энциклопедии, стихи и песенки о динозаврах.

«Динокинозал»

Совместно с родителями детям были показаны мультфильмы:

- «Земля до Начала Времен»

- «Малыши юрского периода»

- «Приключение в стране динозавров»

- «Поезд динозавров»

«Среда обитания динозавров.

Экспонаты мини-музея»

Экспонаты мини-музея находятся в свободном доступе у детей и используются ими.

«Игровая деятельность»

Были приобретены:

- лото «Мир динозавров»

- пазлы «Динозавры»

«Экспериментальная деятельность»

- Обкалывание

- Как работает желудок динозавра

- Раскопки

Заключение

При решении задачи воспитания Экологического человека используется педагогическая модель, основанная на принципах интеграции и экологизации всех видов деятельности ребенка, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Приоритетные для дошкольного возраста направления развития детей: физическое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-личностное – реализуются на основе сочетания чувственного и рационального познания, но на уровне, соответствующем их возрасту.

Чувственное восприятие более значимо для дошкольника в силу того, что деятельность его многоаспектна.

Включение в исследовательский поиск, для того чтобы в новых социально-экономических условиях определить ценности и ориентиры, становится необходимостью. Время обуславливает и необходимость пересмотра профессиональных педагогических позиций, внесение изменений в содержание и формы работы с детьми и требует более существенных перемен в практике воспитания, которые возможны лишь при системной организации действий всех участников педагогического процесса.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры дошкольников посредством музейной технологии
Опубликовано: 29 декабря 2020 в 12:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологической культуры дошкольников посредством музейной технологии» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Скворцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД