Ольга Скворцова
Формирование экологической культуры дошкольников посредством музейной технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №376 Тракторозаводского района Волгограда»
Скворцова Ольга Валерьевна – воспитатель
Усачёва Ольга Геннадиевна – воспитатель
Статья «Формирование экологической культуры дошкольников по средствам музейной технологии»
Актуальность
Публикация «Формирование экологической культуры дошкольников посредством музейной технологии» размещена в разделах
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста.
Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.
Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается, ее рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Появилась возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми.
Возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т. д.).
Профессиональное мастерство и большой творческий потенциал педагогов ДОУ способствовали созданию единой системы воспитательной работы с детьми, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и ребенка.
Реализация данной модели на основе совместной деятельности способствует рождению поля интеллектуального напряжения каждого ребенка, эмоциональному заражению каждого, вовлечению детей в общественные связи и обогащению социальным опытом, предоставляет ребенку социальное пространство для проявления своей индивидуальности, помогает выработке образа достойной жизни и ориентирует на соблюдение норм группы. Стимулирует воспроизведение данного образа в реальной жизни ребенка.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования экологической культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы: (Н. А. Рыжова)
• учет интересов не только нынешнего, но и будущих поколений;
• подход к решению задач экологической культуры как составной части экологической политики;
• учет региональных особенностей, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию;
• использование основных положений государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности;
• связь образовательных и воспитательных действий с практикой решения природоохранных проблем;
• гуманистического отношения к природе;
• открытость и доступность экологической информации;
• вовлечение педагогической и родительской общественности в решение задач по формированию экологической культуры у дошкольников;
• использование исторического опыта решения задач экологического образования и просвещения,
• соблюдение экологического законодательства и наступления ответственности за их нарушения.
Таким образом, формировать ответственность, прежде всего за свои поступки и действия, нужно в раннем возрасте. Учить детей видеть и понимать красоту природы.
Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Мы учим, бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.
Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт.
Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.
В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики стал мини-музей экологического содержания созданный в нашем ДОУ.
Назначение созданного мини-музея – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
Была определена тема и название музея, разработана его модель, определено место для размещения экспонатов (все они прекрасно вписываются в интерьер помещения).
Детский музей должен «подойти к детям», чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.
Необходимо выделить следующие педагогические функции мини-музея :
- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
- просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.
Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойно и раскрепощено.
Представляю вам опыт работы нашего ДОУ по созданию мини- музея Эра Динозавров и работы с детьми.
Цель созданного музея – сделать процесс образования более привлекательным для ребенка, наладить более тесное взаимодействие с семьей, познакомить детей с динозаврами через организацию системы познавательных занятий, сформировать навыки исследовательской деятельности.
Задачи:
- обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ;
- обогащение воспитательного, образовательного пространства новыми формами;
- формирование у дошкольников представления о музее;
- расширение кругозора у дошкольников;
- развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
- развитие творческого и логического мышления, воображения;
- воспитание бережного и созидательного отношения к родной природе;
- познакомить с древними обитателями земли и динозаврами;
- дать представления об условиях жизни динозавров;
- установить зависимость, отражающую связь живых организмов и среды обитания;
- продолжать формировать основы экологического сознания дошкольников через знакомство с древним миром.
Принципы деятельности мини-музея :
- принцип учёта возрастных особенностей детей;
- принцип опоры на интересы детей;
- принцип взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- принцип наглядности;
- принцип последовательности;
- принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозицию, которая соответствует требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали ее мини-музей. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
В процессе проделанной работы удалось заинтересовать и вовлечь в организацию мини эко музея педагогов ДОУ и родительскую общественность.
План работы по созданию мини-музея
Разделы мини-музея, особенности их использования
«Своими руками» или «Творческая деятельность»
Экспонаты из пластилина и экспонаты из картона были сделаны детьми с помощью воспитателя. Дети нарисовали рисунки динозавров.
«Библиотека»
Совместно с родителями и детьми были собраны книги, энциклопедии, стихи и песенки о динозаврах.
«Динокинозал»
Совместно с родителями детям были показаны мультфильмы:
- «Земля до Начала Времен»
- «Малыши юрского периода»
- «Приключение в стране динозавров»
- «Поезд динозавров»
«Среда обитания динозавров.
Экспонаты мини-музея»
Экспонаты мини-музея находятся в свободном доступе у детей и используются ими.
«Игровая деятельность»
Были приобретены:
- лото «Мир динозавров»
- пазлы «Динозавры»
«Экспериментальная деятельность»
- Обкалывание
- Как работает желудок динозавра
- Раскопки
Заключение
При решении задачи воспитания Экологического человека используется педагогическая модель, основанная на принципах интеграции и экологизации всех видов деятельности ребенка, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Приоритетные для дошкольного возраста направления развития детей: физическое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-личностное – реализуются на основе сочетания чувственного и рационального познания, но на уровне, соответствующем их возрасту.
Чувственное восприятие более значимо для дошкольника в силу того, что деятельность его многоаспектна.
Включение в исследовательский поиск, для того чтобы в новых социально-экономических условиях определить ценности и ориентиры, становится необходимостью. Время обуславливает и необходимость пересмотра профессиональных педагогических позиций, внесение изменений в содержание и формы работы с детьми и требует более существенных перемен в практике воспитания, которые возможны лишь при системной организации действий всех участников педагогического процесса.