Галина Кленкова
Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
▼ Скачать
На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, у него формируются первоначальные основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но это происходит только при условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей экологические проблемы, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, на личном примере учат безопасному поведению в природе, бережному отношению к ней.
Публикация «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности» размещена в разделах
Игра — ведущий вид детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, с природой, воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях.
Цель: формирование основ экологической культуры в процессе игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Способствовать формированию элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию детей младшего дошкольного возраста, умений и навыков безопасного поведения в природе.
Содействовать развитию познавательного интереса, предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы.
Воспитывать гуманное, бережное отношение к природе.
Создать условия для эффективной работы по экологическому воспитанию с детьми.
Организовать взаимодействие с семьями воспитанников по экологическому воспитанию детей.
Проблема. Проведя диагностику знаний детей по экологическому воспитанию, выяснилось, что у них не богатый запас знаний о природе, они затрудняются устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и неживой природе.
Поэтому был сделан вывод, что необходимо формировать систему экологических знаний у детей именно через игру. Ведь известно, что в процессе игры дети лучше воспринимают и запоминают материал, игра доставляет детям радость, поэтому познание природы, общение с ней, усвоение норм безопасного поведения в природе, проходящие в процессе игры, будут особенно эффективными и доступными для понимания детям младшего дошкольного возраста, а значит в процессе игровой деятельности создаются наиболее благоприятные условия формирования основ экологической культуры детей.
Работа проводилась по двум направлениям:
- совместная деятельность с детьми,
- взаимодействие с родителями.
Этапы работы:
- диагностический
- подготовительный
- основной
- заключительный.
На диагностическом этапе была проведена диагностика по методике О. Соломенниковой (адаптированная). Результаты диагностики показали, что у многих детей экологический знания не сформированы.
Поэтому перешли на подготовительный этап работы, который включал в себя:
- Изучение методической литературы
- Анкетирование родителей
- Разработка плана работы с детьми и родителями
- Разработка игр по экологическому воспитанию (дидактические, игры-ситуации, игры-драматизации, игры с природным материалом, игры-эксперименты)
- Организация развивающей предметно-пространственной среды
Проанализировав анкетирование родителей, пришли к выводу, что многие родители считают необходимым раннее формирование экологических знаний у детей. Но не все родители знают, как правильно преподнести это детям.
Основной этап включал реализацию плана работы с детьми и их родителями.
В своей работе с детьми использовала несколько видов экологических игр :
- дидактические игры
- игра-ситуация
- игра-драматизация
- игры с природным материалом
- игры-эксперименты
- подвижные игры.
В процессе экологического воспитания у детей дошкольного возраста одна из главных ролей принадлежит родителям они выступают основными партнерами. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Большое значение в выборе той или иной формы работы имеют степень компетентности родителей и их заинтересованность в предложенной тематике.
Формы работы с родителями :
- беседы
- родительские собрания
- консультации
- акции
- конкурсное движение
На заключительном этапе вновь было проведена диагностика детей, которая показала очень хорошие результаты. У детей появились знания, желание наблюдать, исследовать. А главное бережное и заботливое отношение к природе.
Вывод: Формирование экологической культуры личности – сложный и длительный процесс, поэтому работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста через адекватные возрастным особенностям виды детской деятельности и включение в процесс всех участников образовательных отношений.