Ирина Соловей
Формирование экологических представлений у дошкольников посредством организации современных форм социальных акций
▼ Скачать + Заказать документы
Современные условия жизни сопряжены не только с проблемами социального развития, но и с усугубляющимся экологическим кризисом. Поэтому ученые, представители государственных, природоохранных, общественных организаций нашей страны озабочены вопросами поиска новой парадигмы перехода России на устойчивое развитие.
Публикация «Формирование экологических представлений у дошкольников посредством организации современных форм социальных акций» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Экологические акции в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Сегодня масштабы экологических проблем, вызванных губительным влиянием человека на окружающую среду, значительно возросли. В этих условиях очень важно изменить экологическое поведение и мышление людей [1, с. 40].
Работая в детском саду №2 Алексеевского городского округа, педагоги находятся в постоянном творческом поиске форм и методов воспитания, направленных на формирование самостоятельной личности, разностороннее укрепление и развитие физического и психического здоровья. В достижении этой цели важную роль играет экологическое воспитание.
На территории ДОУ создан современный естественно–научный экологический комплекс, удовлетворяющий потребности в биоразнообразии видовых точек, дающей возможность наибольших впечатлений и «открытий» для дошкольников. При этом было замечено, что дети демонстрируют потребительское отношение к миру природы, созданной экологической среде на территории детского сада (ломают веточки, могут вырвать цветок и бросить и т. п.). В ходе этих наблюдений возникло желание помочь детям ощутить себя единым целым с природой нашего великого дома – Земля. Не просто любить, но и не вредить ей.
Наличие у детей установки положительного отношения к миру, начальных знаний о природном и социальном мире присутствует среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в ФГОС ДО. Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку.
Так же ФГОС ДО ориентирует педагогов на активное включение в образовательный процесс родителей, социума с использованием инновационных форм работы. Для автора такой формой включения родителей, социума в экологическое воспитание дошкольников стала социальная акция.
Так, целью работы являлось – формирование у дошкольников экологических представлений в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума посредством организации современных форм проведения социальных акций.
Акция в рамках образовательного и воспитательного процесса – это многообразие форм и методов (проектная деятельность, рисунки, листовки и плакаты, выступления с драматизацией, организация и проведение конкурсов, освещение событий и фактов в средствах массовой информации, практическая деятельность). При этом акции так же служат эффективной формой экологической пропаганды среди родителей, которые привлекаются к участию и становятся активными помощниками. Главная отличительная черта экологической акции – ее социальная значимость, которая способствует формированию активной положительной позиции по отношению к природе [3, с. 23].
Акции представляли собой комплексные мероприятия, которые имели некоторую протяженность во времени, что делает их ценными. Тематика приурочена к календарно-тематическому плану детского сада.
Система работы по данному направлению заключалась в подготовке и проведении совместных акций воспитанников, родителей, социальных институтов.
Для проведения социальных акций проводилась предварительная работа :
- был проведен анализ состояния взаимодействия ДОУ с родителями, социумом (определение степени включенности родителей и социума в работу по формированию экологических представлений дошкольников для участия в акциях, конкурсах, проектах);
- составлен календарно-тематический план проведения акций;
- создана развивающая предметно-пространственная среда дошкольного образовательного учреждения, способствующая повышению компетентности детей, педагогов, родителей по формированию экологических знаний.
Далее осуществлялась непосредственная подготовка к проведению акций. Социальная акция представляет собой одно или несколько мероприятий, логически связанных и объединенных конечной целью.
Основные требования к использованию этой формы работы заключаются в следующем:
- в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск;
- акции – это «игра-всерьез» результаты акции значимы для детей и взрослых;
- обязательные составляющее акции : детская самостоятельность (при поддержке взрослых, сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.
В соответствии с целевой аудиторией (родители, воспитанники, учреждения социума) педагогом проводилась предварительная работа с воспитанниками посредством просмотра видеофильмов, презентаций, наблюдений, подготовки тематических выставок, определялись основные задачи акции, разрабатывался маршрут.
Алгоритм проведение акций :
• Цель (каждая акция имеет свою цель);
• Задачи (выполняются общие и конкретные);
• Объект (на что направлено – птицы, деревья);
• Участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);
Акции, проводимые совместно с родителями, представителями социума, позволили расширить представления дошкольников об экологическом сознании, элементах экологической культуры, о новых представлениях универсальности и самоценности природы. Примером является акция «Сдай макулатуру – спаси дерево». Она была направлена на призыв собрать для вторичной переработки бумагу бывшей в употреблении для получения новой продукции. Люди, принимая активное участие в акции, часто не задумываются в чём важность сдачи бывшей в употреблении бумаги. На что и была направлена акция. В ДОУ был организован пункт приема макулатуры, где все желающие могли обменять бывшую в употреблении бумагу на книжку – малышку, изготовленную своими руками совместно с родителями, с учащимися МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» Алексеевского городского округа. Раздавались листовки с призывом «Спаси дерево». Яркими мероприятиями социально-экологической акции стали : игра «Книжкина больница», конкурсы рисунков «Берегите леса!», культурные практики «Из чего сделана книжка?», «Бумажкина Фея», «Берегите лес – он источник всех чудес», «Лес – наше богатство», «Лес и здоровье», творческая мастерская «Бумага своими руками».
В рамках данной акции вместе с детьми был проведен первый в их жизни социологический опрос «Отношение алексеевцев к использованию природного ресурса – леса в бумажной промышленности». Опрошено было 90 человек. По итогам анкетирования сделан вывод, что многие жители нашего города понимают важность сбора макулатуры и готовы принимать активное участие в её сдаче.
Нужно отметить, что по итогам проведенных акций отмечена положительная реакция со стороны родителей, представителей социума в пропаганде экологической культуры.
Каждая проведенная акция – это комплекс совместной детско-родительской познавательно-исследовательской, природоохранной деятельности, в ходе которой ребята смогли не только расширить свои знания, но и практически поучаствовать в сохранении окружающей природы. Таким образом, включение социальных акций в систему работы детского сада дает положительные результаты, способствует формированию экологических представлений, сознания и мышления.
Литература
1. Бобылева, Л. П., Дупленко, О. П. О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л. П. Бобылева, О. П. Дупленко // Дошкольное воспитание. - 1998. - N 7. С. 36-42.
2. Воронкевич, О. А., Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста / О. А. Воронкевич. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006 с.
3. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми / Л. П. Молодова. – Минск, Асар, 1996. – 80 с.
4. Николаева, С. Н., Приобщить ребёнка к природе / С. Н. Николаева. – Пермь,1993. – 280 с.
5. Рыжова, Н. А., Дом – природа. Программа экологического воспитания дошкольников. / Н. А. Ражова // Дошкольное воспитание, 1994., № 7. – С. 10-15.