аэлита горбунова
Организация и проведение экологических акций по раздельному сбору отходов в детском саду (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема отходов является одной из важнейших проблем современных городов и одним из эффективных ее решений является организация раздельного сбора отходов (РСО) с их дальнейшим вторичным использованием.
Педагоги ДОУ знают, что формирование экологической грамотности необходимо начинать с детства, ведь именно в дошкольном возрасте складываются модели поведения будущих взрослых и активно работают в этом направлении. Но есть и «новички», которые только-только делают «первые шаги». Именно для них эта статья.
Публикация «Организация и проведение экологических акций по раздельному сбору отходов в детском саду (из опыта работы)» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Опыт работы, практика
- Экологические акции в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
С чего же начать и как правильно организовать проведение экологических акций по раздельному сбору отходов в детском саду?
Основной целью экологической акции по раздельному сбора отходов (РСО) является формирование в сознании детей аккуратного обращения с природными ресурсами, понимания важности чистоты в мире и умение правильно утилизировать отходы.
Данная акция проводится в тесном контакте и при поддержке родителей, поэтому правильнее начинать именно с них. К сожалению многие взрослые не видят разницы между мусором и отходами, и педагогам необходимо не только объяснить это, но и показать важность проводимого мероприятия.
Наиболее эффективно работа проходит с использованием метода проекта, как краткосрочного, так и длительного. Итоговым мероприятием проекта в ДОУ может стать как раз именно такая акция.
Каковы требования к реализации проектной деятельности в детском саду? Здесь ничего сверхъестественного нет:
1. Необходимо наличие ценностной проблемной ситуации, содержащей возможности исследования, творчества, требующей интеграции разных областей знаний, исследовательского подхода к поиску вариантов решений.
2. Значимость результатов на разных уровнях - теоретическом, практическом, познавательном.
3. Возможность реализации детьми самостоятельных действий, как в группах, парно, так и индивидуально.
4. Четкая структура, поэтапность действий в реализации проекта, формулирование промежуточных результатов.
5. Использование методов исследования, предполагающих некоторую этапность действий:
• выбор проблемы и постановка задач. Здесь возможно применение «мозгового штурма»;
• формулирование предположений, гипотез по решению поставленной проблемы;
• обсуждение вариантов применения различных методов (наблюдения, эксперимента);
• обсуждение вариантов представления итогов работы над проектом (проведение выставки работ, концерт для родителей и т. п.);
• поиск, сбор информации, систематизация и анализ результатов;
• формулирование выводов, проведение итоговой презентации результатов работы над проектом;
• постановка перспективных задач и проблем для дальнейших исследований.
Итак, начнём!
Как рассказать детям о важности раздельного сбора мусора? Нам очень повезло – в нашем городе есть АНО «Зелёный Бык», которое организует экологические акции и занимается просветительской деятельностью. Мы пригласили к себе волонтёра, который провёл с нашими детьми первое ознакомительное занятие по РСО.
Занятие прошло в рамках эколого-просветительского проекта «Экопознавайка», который стал победителем конкурса социальных проектов среди некоммерческих организаций Саратовской области в 2022 году.
Педагоги, которые присутствовали на занятии, увидели что и как нужно говорить детям об отходах, как просто и доходчиво объяснить важность вторичной переработки.
Признаюсь честно, многое из того, что рассказал волонтёр, стало для нас взрослых - открытием. Например, мы узнали о колоссальном вреде одной маленькой батарейки и о том, что из отработанных батареек можно сделать…грифель для простых карандашей! А ещё о том, что пластик не однороден (а Вы об этом знали)
После занятия с детьми, волонтер рассказал педагогам: что не рекомендуется сортировать (собирать в детском саду, какие требования к «местам сбора» и контейнерам, какое количество раздельных фракций может быть одновременно в одной группе детского сада, куда относить собранное, как можно поощрять участников акции (детей, родителей, педагогов).
Вопросов было конечно намного больше! И про работу волонтеров и про экологические детские движения города, и про общегородские экологические акции АНО «Зелёный Бык» и Министерства природных ресурсов «Добрые крышечки», «Водорослям – крышка!», «Батарейки- сдавайтесь!» и т. д.
Такой интерес вызван в первую очередь тем, что организация раздельного сбора отходов (РСО) с их дальнейшим вторичным использованием становится государственной задачей и не реагировать на этот запрос мы (как государственная организация) не можем.
На мероприятии были приглашены педагоги района и мы очень надеемся, что данное мероприятие будет способствовать «экологическому толчку» и вдохновит детские сады нашего района на «зеленые перемены». «Волна» – пошла!
Волонтерам АНО «Зелёный Бык» уже поступили запросы на проведение занятия по РСО с детьми, а один из детских садов нашего района уже запланировал семинар на данную тему и активно консультируется с нами.
А что же дальше? На данный момент у нас – в двух корпусах организованы пункты сбора – «Батарейки» и «Крышечки» (сбор данных фракций – постоянно)
С детьми тех групп, которые не присутствовали на занятии по РСО были проведены дополнительные занятия, подготовленные старшим воспитателем.
Занятие включало в себя просмотр презентации и мультфильма, обсуждение, принятие решения о необходимости РСО и организации экологической акции силами детей, родителей и педагогов.
Первая собранная партия батареек уже «поучаствовала» в акции, организованной модельной библиотекой №9 совместно с магазинами правильного питания «Шпинат».
На очереди – ещё два корпуса. «Медленно, но верно» идём к намеченной цели! Мы не «за количество», мы за качество. Пусть будет не много, но эффективно, доступно и по силам.
В старшей группе №2 организованно проходит проектная деятельность по РСО, которая вызвала интерес не только у детей, но и у родителей. В «родительских уголках» разместили информацию о проводимых в городе экологических акциях с приглашением поучаствовать. Фотографии родителей (с их разрешения) с детьми, принявших участие в акции размещаем в родительских чатах.
Педагоги в группах учат детей экономно расходовать бумагу, использовать для рисования обе стороны листа, а использованную бумагу и картон собирать для переработки в специальные коробки.
Развиваем фантазию детей по вторичному использованию отходов : из втулок от бумажных полотенец сделали настенное панно «Волшебное дерево» к празднику Осени; а к Новому года планируем вместе с детьми изготовить из них снежинки.
Педагоги групп пополнили театральные уголки : из использованных бумажных стаканчиков и остатков пряжи создали персонажей для кукольного театра, из коробок - домики. Активно привлекаем родителей к конкурсу новогодних поделок.
На официальном сайте ДОУ и в группе в социальной сети «Вконтакте», созданной для родителей разместили консультации по экологическому воспитанию детей и отчёте о проводимых в ДОУ мероприятиях.
В тематическом планировании у нас есть две «зелёные недели», посвящённые вопросам экологии. На эти недели уже запланированы два проекта по РСО, участие в акциях областного центра экологии, краеведения и туризма, мероприятия на базе модельной библиотеке №9 и участие в экологический акции АНО «Зелёный Бык».
Будем транслировать опыт работы по данному направлению и на семинарах и в сети Интернет (на официальном сайте ДОУ и на страничке ВК)
Хотелось бы дать несколько советов начинающим, тем кто хотел бы организовать и проводить экологические акции по раздельному сбору отходов в детском саду.
Не бойтесь! Не пытайтесь «объять необъятное», начните с простого, с чего-то одного. Например, с батареек. Даже если Вы живете в деревне и батарейки вам там некуда сдать… Собранные Вами батарейки прекрасно могут дождаться (полгода, год), когда Вы или кто-то из родителей Ваших воспитанников поедет в город и сдаст батарейки в пункте сбора (как правило – крупном торговом центре) А фотоотчёт о вашем совместном добром деле появится в родительском чате или на сайте…
Привлекайте родителей, они – наши главные помощники! Не надо устраивать соревнования «кто больше», здесь главное – просветительская деятельность, осознание значимости сортировки и переработки, сохранение ресурсов.
Активнее применяйте проектный метод – сейчас в интернете можно найти готовые проекты, с подобранными дидактическими играми, пособиями, беседами, литературой для чтения, ссылками на Интернет-ресурсы и т. д.
Ну и конечно, участвуйте сами в экологических акциях, ведь только заинтересованный и знающий человек может «зажечь» других: рассказать, научить, помочь.
1. Где можно узнать о проходящих экологических акциях?
На сайтах экологических сообществ (если ли такие в Вашем городе). Иногда такие акции организуют Центры дополнительного образования, школы, библиотеки, общественные организации. Следите за новостями.
2. Чтобы стать участником экологической акции – обязательно надо быть участником какого-нибудь объединения (Зелёный бык, Эколяндия и т. д.)
Нет, совсем не обязательно, Вы можете организовать такую акцию сами!
3. Экологические акции «привязаны» к чему-нибудь ( например по времени года: летом собираем крышечки, зимой макулатуру, осенью батарейки? Нет.
4. Можно ли самостоятельно организовать экологическую акцию в детском саду? Конечно! Может возникнуть проблема– кто и куда будет отвозить (относить) собранное? Продумайте и решите это заранее.
5. Есть ли в организации, которые могут приехать и забрать у нас – макулатуру, батарейки, крышечки?
Есть. Но «кто это такие», Вам предстоит узнать самостоятельно или помогут волонтеры экологических сообществ.
6. Может ли детский сад заработать на сортировке (получить деньги за тетра-пак или макулатуру, например? Как это сделать, ничего не нарушив?
Сайт «Собиратор» - там очень подробно всё описано, а ещё –почитайте отзывы.
7. Что Вы не рекомендуете сортировать (собирать в детском саду?
Всё грязное, опасное и объемное, и то что сложно реализовать (стекло, например)
8. Где лучше всего в группе разместить «пункт сбора»? Волонтеры экологических движений рекомендуют – не в группе, а в местах общего пользования – раздевалке или в коридоре. Коробку для макулатуры можно разместить в группе.
9. Какое количество раздельных фракций может быть одновременно в одной группе детского сада? Зависит от ваших возможностей и «запросов»
10. Педагогам для портфолио желательно получить сертификат за участие в экологической акции. Всегда ли это возможно?
Если акция организована общественной организацией и они обещают такой сертификат дать, а если Вы организуете сами, то – по договорённости с руководством. Экологические акции проводятся не с целью «выдачи сертификата участника»
11. Посоветуйте, как можно поощрять участников акции (детей, родителей, педагогов)
Детям можно дать значок (наклейку) «Я – сдал батарейку!», например. Родителям – грамоту, фот о – на сайт, на родительском собрании – похвалить. Всё зависит от вас. НО. Экологические акции проводятся не с целью «выдачи сертификата участника»
Удачи Вам! Развивайтесь, учитесь новому и расширяйте круг участников экологического движения!