Ольга Фомичева
Формирование экологических представлений у детей посредством прогулок по экологической тропе
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.
Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе.
Публикация «Формирование экологических представлений у детей посредством прогулок по экологической тропе» размещена в разделах
Одним из важнейших компонентов экологической развивающей среды в детском саду является экологическая тропа, которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований.
Экологическая тропа - это прогулка с детьми по специально разработанному маршруту и беседа с ними, которая должна побудить каждого ребенка задавать свои «почему», а значит пробудить интерес к неизведанному или же открыть новое в уже известном.
Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
На территории нашего детского сада создана экологическая тропа, позволяющая продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических знаний и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Составлена карта-схема тропинки с нанесением маршрута и всех её природных объектов. Учитывая возраст детей экологическую тропу правильнее называть экологическими тропинками, которые выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Планирование работы на экологической тропе можно осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.
В разное время с детьми посещаем разные точки, даже не одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне, то ограничимся только одним объектом. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке во время прогулки с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем, а свои впечатления об увиденном ребята выражают в непосредственной образовательной деятельности.
В качестве видовых точек, прежде всего были выбраны отдельно стоящие хвойные и лиственные деревья (ель, рябина, клён, каштан, липа, тополь, ясень, черёмуха, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы (магония, спирея, сирень). На прогулках в зимнее время года по экологической тропинке педагог привлекает внимание воспитанников к красоте заснеженных деревьев и кустарников. Дает им возможность рассмотреть деревья, сравнить их; показывает, что на елях снег лежит толстым слоем, а на обнаженных ветках лиственных деревьев его совсем немного.
Остановка «Альпийская горка». Одна из интереснейших видовых точек – альпийская горка, которая расположена возле центрального входа нашего детского сада, гостеприимно встречая всех гостей! Неподвижные камни служит прекрасным фоном для переменчивой прелести растений.
Летом альпийскую горку можно назвать горкой самоцветов: лепестки цветков переливаются всеми цветами радуги. Можно сказать, что это живые самоцветы. На горке много растений, их десятки видов, и они радуют нас своим цветением с ранней весны до поздней осени.
На этой остановке собраны растения, с разными требованиями к условиям обитания. Есть цветники, где растут тенелюбивые растения, такие, как разнообразные примулы (примула высокая, примула бесстебельная, примула Юлии и др., купальницы, папоротники, незабудки, аквилегия (или водосбор, различного вида хосты, а также ландыши, фиалки лесные и полевая герань.
В цветниках солнцелюбивых растений собраны такие цветы, как пионы, вербейник, золотарник, петуния и другие растения.
Цветники и клумбы разнообразной формы приобщают детей к миру прекрасного и удивительного, формируют их мировоззрение, бережное и эмоциональное отношение к окружающему миру.
«Птичья столовая». Особое внимание уделяется привлечению на территорию детского сада различных птиц для наблюдения с детьми. Для этой цели на участке устроена птичья столовая, размещены различного вида кормушки, постоянными посетителями которых стали синицы, снегири, воробьи и голуби. Особенной заботы птицы требуют в сильные морозы, после больших снегопадов, в гололед. Интересно наблюдать за пернатыми в разную погоду: воробьи в сильный мороз нахохливаются, становятся малоподвижными, выглядят беспомощными, в оттепели раздается их звонкое чириканье и пр. Подкармливая пернатых, дети руководствуются их вкусам: воробьи любят семена березы, синицы и снегири клюют семена ясеня и клена, ягоды рябины, кроме того, синицы любят сало. В течение зимы дети младшего возраста рассматривают снегиря, сравнивая его с вороной по внешнему виду, питанию, способу передвижения, по их следам на снегу. Ребята в средней группе рассматривают и сравнивают воробья с вороной. Педагог учит воспитанников определять погоду по поведению птиц: воробьи дружно расчирикались - к оттепели; ворона кричит - к метели; вороны летают и кружатся стаями - к морозу; синица начинает с утра пищать - ночью будет мороз.
«Зелёная аптека». В состав растений тропы входят : мята перечная, календула лекарственная, подорожник, лопух, одуванчик, мать-и-мачеха, тысячелистник обыкновенный, и др. Дети знакомятся с растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней. Учатся находить и различать их.
В игровой занимательной форме педагог ведет рассказ о каждом лекарственном растении, также отмечает, что собирать эти растения нужно вдали от дорог, растения впитывают пыль и выхлопные газы от машин. Лекарственные растения нужно беречь, собирать их в небольшом количестве, не затаптывать.