Елена Ласкина
Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевых играх. Из опыта работы.
▼ Скачать + Заказать документы
Данный педагогический опыт построен на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Нормативно-правовую основу для разработки педагогического опыта составляют:
1. Образовательная программа МАДОУ-детский сад «Алёнушка»;
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014 г;
Публикация «Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевых играх, Из опыта работы,» размещена в разделах
3. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
4. Приказ МОиП РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26
"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13" Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает А. М. Горький; «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Что дает право называть игру творческой деятельностью?
Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование!
В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.
Воплощение жизненных впечатлений в игре – процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.
В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения
задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь
детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельность. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.
В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность.
Н. К. Крупская впервые в педагогике поставила вопрос о связи игры с трудом. Она доказала, что у детей нет резкой грани между этими видами
деятельности; в игре, как и в работе, главное – постановка цели и ее выполнение. По мнению Н. К. Крупской, игра готовит детей к труду. Эту
мысль развивает А. С. Макаренко. Он утверждает, что хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочее усилие, радость творчества, чувство ответственности.
«Чем же все-таки отличается игра от работы? …Работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но к ним отношение косвенное, она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы». Идеи Н. К. Крупской и А. С. Макаренко лежат в основе советской педагогики игры.
Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врачам учителя шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе; моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрике, а убирая участок, становится дворником.
В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.
Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников – рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего; можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе детского сада.
Условия возникновения опыта:
В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.
С введением Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенцию и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.
Наблюдая за детьми, я отметила, что в моей группе дети не умеют играть в сюжетно-ролевые игры. Часто в игре дети отражают элементарные бытовые сюжеты, самостоятельно не обогащают игровое содержание; характерно стереотипное разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей. Есть дети, которые не умеют согласовывать свои действия и замыслы в игре с другими детьми, что приводит к конфликтным ситуациям, ребята часто оставляют общую игру до её завершения.
Выбирая для себя роли, желаемых партнеров, в процессе игры, сюжет часто принимал агрессивный характер, что опять говорит о том, что или у детей просто нет опыта игры или они переносят те наблюдения и знания из семьи, ближайшего окружения. Вот поэтому я и решила научить детей играть правильно, ведь только в детстве в процессе игры можно научиться правильно взаимодействовать в социуме.
Для себя я определила цель работы научить детей думать, хорошо ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал по данной проблеме.
2. Выявить особенности проведения сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте.
3. Привлечь внимание взрослых к игровой деятельности детей: (проведение консультаций, создание предметно-развивающей среды группы совместно с родителями, изготовление материалов к сюжетно ролевым играм).
4. Разработать рекомендации для воспитателей и родителей.
Актуальность данного опыта основана на одном из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором говорится, что «реализация Программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. (п. 1.2 (4) ФГОС ДО, 2013)
Содержание образовательных областей определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка) (п. 2.7 ФГОС ДО, 2013)
Для реализации образовательной программы, построенной на игре, дети должны уметь играть. Для того чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определённый уровень развития, соответствующий возрасту.
Новизна данного педагогического опыта заключается в комплексном использовании инновационного метода проектной деятельности, презентаций, применение технологий при активном сотрудничестве с родителями. В работе представлена картотека сюжетно-ролевых игр для детей разных возрастов; планирование сюжетно-ролевых игр на год с учетом ФГОС;
Теоретическая база:
Теория игры складывалась под влиянием взглядов на игру выдающихся педагогов Н. К. Крупской и А. С. Макаренко.
В ряде работ Н. К. Крупская подчёркивала большое значение игры в воспитании ребёнка. Она неоднократно высказывала мысль об особом месте игры в жизни детей дошкольного возраста. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего». Н. К. Крупская подчёркивала необходимость вдумчивого и серьёзного руководства играми детей.
Идеи Н. К. Крупской были развиты и реализованы на практике выдающимся советским педагогом А. С. Макаренко. Он придавал игре большое значение в воспитании ребёнка: «Каков ребёнок в игре, - говорил он в «Лекциях о воспитании детей», - таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Н. К. Крупская и А. С. Макаренко рассматривали игру как деятельность, в которой формируются качества личности будущего гражданина и деятеля: чувство коллективизма, активность, творчество, умение преодолевать трудности; развиваются физические и психические способности ребёнка, необходимые для будущей трудовой деятельности. Исходя из социальной сущности игры, они считали необходимым активно руководить детскими играми.
Разработка проблемы педагогического руководства сюжетно-ролевыми играми продолжилась в 30-х годах 20 века (Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская). Были определены пути целенаправленного педагогического воздействия на содержание детских игр с целью решения задач нравственного и умственного воспитания дошкольников. Были разработаны методы формирования детской игры, педагогические аспекты сочетания разных приёмов с целью развития игры и расширения её влияния на ребёнка (Т. А. Маркова, А. И. Матусик, В. Е. Воронова, А. А. Анциферова и др.).
В 60-е годы 20 века А. П. Усова впервые сделала объектом специального исследования детские реальные отношения и на основе изучения этапов игры и уровня детских взаимоотношений определила пути дифференцированного педагогического воздействия на развитие игры и положительных взаимоотношений дошкольников. В 70-е годы 20 века продолжаются исследования Р. А. Иванкова, Н. Е. Михайленко, В. И. Судакова.
На современном этапе также огромное внимание уделяется проблеме руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников (С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина). В разработке этой проблемы можно выделить направление, для которого свойственно довольно жёсткая регламентация игры (К. Я. Вольцис, некоторые авторы допускают возможность руководить игрой при помощи косвенных приёмов (Н. В. Седж, Р. Л. Непомнящая). Вместе с тем теоретически обосновано и применяется на практике в детском саду комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми. В нём сочетается в единое целое приобретение детьми знаний об окружающем мире, что даёт возможность развивать игровые сюжеты, и создание условий для развития самостоятельности и творчества детей.
Мною были изучены труды известных педагогов и психологов в области воспитания дошкольников сюжетно - ролевой игрой:
• Воспитание детей в игре: пособие для воспитателей дет. сада/ сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - М. : Просвещение, 1983.-192с.
• Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: традиции и современность. М. :2002-№4.
• Игра дошкольника / под ред. С. Л. Новоселовой. - М. : Просвещение, 1989.
• Менджеритская Д. В. Воспитатель о детской игре. - М. : Просвещение, 1982.
• Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М., 1997.
• От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика - Синтез, 2010.
• Смирнова Е. И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание, 2002. №4.
• Дыбина О. В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром».
• Жуковская Р. И. «Творческие ролевые игры в детском саду».
• Бойченко H. A. и др. «Сюжетно – ролевые игры дошкольников».
• Н. В. Краснощекова «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста».
• Образовательные порталы.
Результативность:
Результатом проводимой мною работы явилась положительная динамика игровой деятельности детей. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группы. Игровые интересы устойчивы. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Моя роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются, но они научились улаживать их самостоятельно.
Вывод:
Опыт заслуживает внимания, т. к. игра – важнейшая самостоятельная деятельность, которая имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
Наличие материала: картотека сюжетно-ролевых игр, информационный материал для родителей и воспитателей, анкеты для родителей и воспитателей, перспективный план, конспекты занятий, конспекты организации сюжетно-ролевых игр, организация развивающей среды, диагностики развития игровой деятельности, литература.
Пропаганда использования опыта работы:
В целях обмена опытом с коллегами я провожу консультации, открытые занятия, театрализованные представления, выступаю на семинарах, заседаниях педагогического совета. Веду работу с родителями: провожу беседы с родителями на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации; анкетирование; мероприятия, развлечения; делюсь опытом за круглым столом с родителями по вопросу сюжетно-ролевой игры в группе.