Марина Поморцева
Формирование экологического развития детей дошкольного возраста. (Из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Публикация «Формирование экологического развития детей дошкольного возраста, (Из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Актуальность проблемы воспитания экологических знаний детей дошкольного возраста вызвана тем, что экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей новых экологических знаний, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Цель экологического воспитания дошкольников – формирование элементарных экологических знаний, здорового образа жизни, мышления и поведения в совокупности с духовным опытом взаимодействия человечества с природой обеспечивает его выживание и развитие.
Задачи экологического воспитания :
1. Ознакомление детей с природой через различные технологии на основе нового экологического подхода;
2. Воспитывать осознанно-правильное отношение дошкольников к природе;
3. Выявить уровень экологической культуры – реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.
В течении нескольких лет мною ведется работа по экологическому воспитанию дошкольников. Данная работа началась с изучения новых методов воспитания детей, апробации и внедрения программ «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой; «Юный эколог» С. Н. Николаевой; и т. д.
Особое внимание в моей работе сосредоточено на нескольких направлениях. Одно из которых – создание самых необходимых условий для жизни и воспитания детей. Это направление подразумевает экологизацию всех видов деятельности и организацию развивающей предметной среды.
Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е. обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Чтобы предметный материал, который стал стимулятором, поисковой деятельности сформировал минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться. В моей группе экологическая развивающая среда организована как традиционный уголок природы. В уголке природы имеются комнатные растения, огород, мини-лаборатория, глобус, карта мира, календарь погоды. Уголок содержит собрание природных достопримечательностей: природный материал (шишки, коллекции семян, камни, почва и т. д.) и многие другие мелочи, которые привлекают детей, а также дидактические игры («Зоологическое лото», «Биологическое лото», «Собери грибы», «Родина животных»); книги («Тайны леса», «Мир животных», энциклопедии); атрибуты к играм (шапочки, «домашние животные», «животные жарких стран»,); театрализованной деятельности и другое оборудование.
Организуя деятельность в развивающей среде, стараюсь поощрять инициативу детей, не давая прямых ответов на их вопросы, создаю проблемныо- поисковые ситуации, помогающие детям организовать опыты в мини-лаборатории, чтобы найти решение («Знакомство со свойствами воздуха» и т. п.) Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность, любознательность.
Другими средствами формирования экологических знаний детей являются – слушание музыкальных произведений, посвященных природным явлениям сезона; рассматривание полотен великих художников-пейзажистов, знакомство со сказками, стихами, рассказами о природе.
Следующим направлением в моей работе является освоение и внедрение методов экологического воспитания и технологий в работе с детьми разного возраста. Работа с детьми по экологическому воспитанию представляет развернутую систему воспитательно-образовательных мероприятий, которые реализуются на протяжении учебного года через перспективное планирование основных видов деятельности, таких как: ОД с экологическим содержанием; введение в художественную литературу; изобразительная деятельность; игровая деятельность, проектная деятельность. Систематически спланированная работа в этом направлении обеспечивает результативность процесса, т. е. повышение уровня образованности и воспитанности детей в данном направлении на всех возрастных этапах дошкольного детства.
В дошкольной педагогике игра всегда имела большое значение при ознакомлении с природой. За последние годы мною были изучены и внедрены ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании, и внедрены три основных подхода к игровым методам: создание новых игр с экологическим (природоохранным) содержанием, экологизация традиционных игр и адаптация народных игр. По содержанию и правилам экологические игры можно отнести к нескольким группам, некоторые из этих групп взяты мной для системной работы. Сюжетно-ролевые игры на мой взгляд предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания и существование определенных правил. В рамках программы я использую ряд таких игр, которые помогают детям познакомиться с различными природными явлениями, процессами.
Значительная роль отводится труду в природе. Трудовая жизнь дошкольника всегда содержит элемент игры, подражание жизни взрослого в процессе труда в природе дети учатся подчинять свою деятельность, свои желания своим общественным мотивам, понимать, что его труд принесет пользу людям, сохранит животных, растения.
В процессе труда дошкольники имеют возможность применять на практике свои знания, приобрести новое, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растения, животные – окружающая среда). У детей формируются необходимые навыки ухода за живыми организмами, чувство ответственности за них. Еще одно дело, которое проводится ежедневно и сочетается с наблюдениями – это заполнение календаря погоды. Мы с детьми регулярно фиксируем погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. Детям средней группы помогаю после прогулки найти картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе одеваем куклу по сезону. Со старшими детьми учимся в календаре находить и определять дни недели, месяцы, обозначать погодные явления
Следующим шагом в моей работе по экологическому воспитанию дошкольников являются праздники, досуги, педагогический смысл которых заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание. Эмоции рождают отношения, воздействуют на личность в целом, поэтому праздники и досуги мы с музыкальным руководителем проводим регулярно, завершая ими сезон или какой-либо блок. В сценариях этих мероприятий используем тот материал, который детям хорошо знаком
Следующим направлением является создание благоприятной атмосферы и внедрение принципов личностно-ориентированной педагогики в работу с детьми. Данный принцип проявляется в моей деятельности, прежде в выборе гуманистической модели воспитания, которая подразумевает переход с авторитарного обучения и воспитания на педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не обучаемым. Такая модель способствует развитию личности ребенка его готовности к школе. В процессе экологического образования я отдаю предпочтение не механическому воспроизведению знаний, а формированию у ребенка способности самостоятельно мыслить, оценивать отношения человека и окружающей среды, понимать существующие в природе взаимосвязи. При таком подходе ребенок имеет право на ошибку, может высказать любые точки зрения. Создаю ситуации, побуждающие дошкольников высказывать свои гипотезы, проверять их на практике, делать выводы. На занятиях и в повседневной деятельности я, как воспитатель стараюсь располагаться на уровне детей (сижу вместе с детьми за столиками, становлюсь активным участником игр).
Следующим направлением в моей работе является эколого–оздоровительная работа и экологическое просвещение родителей. Данное направление подразумевает формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, выработку навыков здорового образа жизни.
Направление предусматривает систему эколого-оздоровительной работы, которую мы осуществляем в детском саду, включается ознакомление с различными видами гимнастики (дыхательной, пальчиковой, корригирующей); обучение детей элементарным приёмам самомассажа; закаливание; профилактика плоскостопия; совершенствование двигательных навыков; развитие выносливости посредством постепенного увеличения физических нагрузок; обучение правилам безопасного поведения в природе.
Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Особенность родителей как объекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мнение, как правило базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Я, как воспитатель отмечаю, что родители, не всегда являются положительным примером по части экологического воспитания своих детей. Например: отдыхая на природе, родители рвут цветы, ломают ветки, оставляют мусор и т. п. Однако, мой опыт работы показал, что объяснение значимости экологического воспитания для общего развития ребенка (его речи, памяти, наблюдательности, мышления, эмоциональной сферы и т. п.) и связи его с состоянием здоровья меняют отношение родителей.
Вопросы экологического образования были включены в программу консультаций родителей «Лес – наше богатство», папки-передвижки «Правила поведения в лесу», «Домашний зоопарк», «Времена года – что мы изучаем», «Человек и природа», буклет «Доброту и человечность воспитываем природой». Совместная деятельность родителей с детьми велась при подготовке и проведении праздников «Волшебница вода», «Осенние листочки» и др. Родители изготавливали атрибуты, шапочки, костюмы.
Совместно с родителями создаю коллекции природных материалов, поделок из природного материала, для оформления уголка природы. Организую выставки рисунков, поделок из природного материала «Моя семья в лесу», «Наши домашние питомцы», «Насекомые» и др.
Родители учавствуют в природоохранных акциях (уборка территории детского сада, изготовление кормушек, посадка цветов). Привлекаю внимание родителей к проблеме загрязнения воздуха, которым дышим, через анкету «Как выбрать для прогулок с детьми безопасный участок», «Природа в жизни дошкольника», «Что такое экология?» Результаты анкетирования обсудили на родительском собрании.
Совместно с родителями и детьми средней группы проводила родительские собрания: «Экология и мы»
Итак, экологическое образование родителей – важное и сложное направление педагогического процесса в дошкольных учреждениях, которое во многом определяет образование ребенка, и требует систематической и целенаправленной работы коллектива.
Таким образом, необходимо вести дальнейшую работу по экологическому воспитанию дошкольников, с учетом их возрастных особенностей. Расширять, формировать, конкретизировать экологические представления о ценности природы, жизни на Земле и ее единстве с человеком; о жизненно необходимых проявлениях человека, растений, животных, которые помогают развить сопереживание, сочувствие, уважительное отношение к живым объектам природы. Вырабатывать у детей экологически грамотное и безопасное поведение в природе, привлекать к практическому участию в природоохранной деятельности в своем крае.
Эффективность формирования экологических знаний дошкольников подтверждена опытно-экспериментальным путем в процессе которого были выбраны критерии, по которым определились уровни сформированности экологических знаний.
Сравнительные данные показали необходимость в продолжении педагогической работы в этом направлении через различные методы и средства, апробацию и внедрение новых технологий, а также планирование данной работы в течении учебного года.