Денисенко Сергей Владимирович
Формирование взаимоотношений детей на занятиях по физической культуре в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с действующими требованиями федерального образовательного стандарта дошкольного образования, реализуемые в современных детских садах, программы дошкольного образования должны обеспечивать развитие личности и охватывать такие важные образовательные области, как социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, а также физическое развитие.
Публикация «Формирование взаимоотношений детей на занятиях по физической культуре в детском саду» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
В качестве одной из приоритетных задач реализации современных программ дошкольного образования, можно обозначить укрепление здоровья детей, создание условий для их психического и физического благополучия.
Фактически с того момента, как воспитанник попадает в группу детского сада, где его окружают сверстники, индивидуальное развитие этого ребенка уже нельзя рассматривать вне специфики возникающих межличностных взаимоотношений с другими детьми группы.
Развитие ребенка в немалой степени зависит от взаимоотношений с другими воспитанниками, а также от положения, которое он займет в своей группе. Для детей младшего возраста ровесники выступают в роли носителей норм и форм поведения, задаваемых взрослыми. Именно в дошкольные годы закладываются основные принципы и стереотипы социального поведения личности.
Для детей дошкольного возраста источником представлений о нормативном поведении являются окружающие взрослые. В тоже время нормы и правила взаимоотношений и поведения дети усваивают во время общения со сверстниками.
Взаимодействие детей в группе детского сада – это сложная система отношений, проявляющаяся в межличностном общении членов группы и их совместной деятельности, во взаимоотношениях и взаимооценках воспитанников, в их переживаниях, носящих избирательный характер.
По мере взросления характер общения между детьми и их способности осознанно и согласованно взаимодействовать постепенно изменяется. Интерес одного ребенка к другому начинает проявляться примерно к двум трем годам. В это время дети проявляют желание вместе проявлять физическую активность. Дети 4 летнего возраста охотно подражают друг другу и перенимают поведение сверстников. Например, дети могут вместе бегать, скакать, весело кричать, смеяться. Но в этот период дети зачастую еще не играют вместе, а делают это около друг друга.
Специалисты утверждают, что способности к совместной деятельности проявляются у человека, начиная с возраста 4 лет. В 4 года у детей появляется потребность и желание в общении с другими детьми. Главным средством общения человека в этот период становится речь, а игровая форма становится главной формой взаимодействия.
Образовательные стандарты при обучении детей 4-5 лет направлены на формирование умений согласованно действовать в паре, оценивать действия сверстника, сопоставлять собственные и чужие результаты. В этот период развития проявляется склонность к конкуренции и соревнованию со сверстниками. По большей части в таком возрасте ребенок сосредоточен только на собственных результатах, похвалить или поддержать товарища, оказать помощь он еще не способен.
В качестве проявления взаимоотношений детей дошкольного возраста можно обозначить:
а) Проявление интереса и внимание к сверстнику;
б) Возможность оказания помощи и взаимопомощи другим детям;
в) Проявление желания вступать в контакт со сверстниками;
г) Умение своевременно и правильно оценить действия другого ребенка;
д) Оценка и выбор оптимального варианта решения при согласовании действий со сверстником;
е) Проявление ответственности перед сверстником.
Если говорить о занятиях дошкольников по физической культуре, то предметом взаимоотношений детей в этом возрасте становится сосредоточение внимания на движении сверстника, конкретных формы поведения товарищей, от которых зависит эффективность общей совместной деятельности.
В качестве эффективного инструмента формирования взаимоотношений детей в группах на занятиях по физической культуре является применение комплекса подвижных игр, которые будут способствовать активному взаимодействию детей внутри группы. Такая система подвижных игр должна с одной стороны содержат такие игры, в которых присутствует необходимость выполнения игрового задания; а с другой соревнования, в которых прослеживается роль каждого участника игры в достижении общего командного результата.
Формирование взаимоотношений детей при реализации комплекса подвижных игр, направленного на развитие взаимодействия между воспитанниками происходит под руководством взрослого, а также под воздействием правил игры. Содержание работы физкультурного работника в этом случае должно быть направлено на мотивацию заинтересованного отношения детей к подвижным командным играм с определенными правилами. Также хорошо стимулируют взаимодействие у воспитанников такие игры, в которых все участники группы не связаны между собой в ходе игровых действий, а каким образом действовать в ходе игры зависит от самого участника.
Подвижные командные игры с четкими к исполнению правилами на занятиях физической культурой в детском саду требуют от участников соответствия определенных рамок поведения и оставляют меньше пространства для собственного выбора ребенка, но такие игры способствуют накоплению опыта саморегуляции поведения, приобретению навыков коллективности, следовательно, они тоже должны быть включены в образовательный процесс.
Участие в ролевых спортивных играх необходимо для обеспечения взаимодействия между воспитанниками, так как при осознании значимости своей роли в достижении общего результата дети наглядно видят преимущество общих усилий. Такие игры постепенно формируют у ребенка осознание того, что успех команды зависит от умения действовать согласованно с другими.
Систематическая работа по формированию взаимоотношений посредством комплекса подвижных игр должна постоянно отслеживаться и анализироваться педагогом, чтобы приложенные им усилия обеспечили ожидаемые результативные показатели в нравственном развитии воспитанников.
Формирование взаимоотношений между детьми является одним из важнейших составляющих воспитательного процесса, поскольку находящийся в детском саду ребенок должен чувствовать себя комфортно без трудностей при взаимодействии с другими детьми группы. И в рамках детского сада легче всего добиться именно такого взаимодействия на занятиях по физической культуре, где дети не только развивают свои двигательные способности, но и приобретают навыки общения со сверстниками, неизбежно взаимодействуя друг с другом в процессе игры или соревнований.
Исследования современных специалистов по обозначенной проблематике выявили существующую взаимосвязь между уровнем физической подготовки детей и навыками их коммуникации со сверстниками. Выяснилось, что более подвижные и физически развитые дети, так же более успешны во взаимоотношениях с другими детьми. Это можно объяснить тем, что хорошая физическая подготовка дает ребенку уверенность в себе. Таким образом, если в глазах этого ребенка и коллектива обеспечить ему успех на физкультурном занятии в какой либо игре, это повысить уровень уверенности ребенка в своих силах, а также увеличит его популярность среди сверстников.
Можно выделить и другой немаловажный момент, объясняющий выявленную закономерность, это влияние оценки взрослого на взаимоотношение в группе, поскольку многие дети воспринимают сверстников «глазами воспитателя». В этой связи на преподавателя физического воспитания возложена немалая ответственность, ведь то как воспитатель относится к ребенку, как оценивает его поступки влияет на его социальную роль в группе сверстников, что в значительной степени определяет отношение детей друг к другу.
Физическая активность в дошкольном возрасте является очень значимой для развития ребенка. Физические упражнения, подвижные и спортивные игры удовлетворяют потребность ребенка в движении, в активном общении, ощущении коллектива.
Исходя из сложившегося опыта работы с детьми на занятиях физической культурой, можно выделить некоторые рекомендации по оптимизации педагогического взаимоотношения педагога по физическому воспитанию с воспитанниками на физкультурных занятиях :
а) необходимо создавать располагающую дружескую атмосферу в процессе занятий, поддерживать уверенность каждого ребенка в своих силах, давать положительную оценку его действиям, всячески поощрять самостоятельность и инициативу;
б) необходимо помогать детям «раскрыться» в том, что им удается наилучшим образом;
в) помочь каждому ребенку пережить момент успеха, поверить в себя, свои возможности;
г) предоставлять «непопулярным» детям выполнять ведущие роли в подвижных играх.
Таким образом, можно заключить, что педагоги по физическому воспитанию в детских садах имеют возможность развивать у детей дружеские взаимоотношения в коллективе, повышать их уверенность в себе, своих возможностях и способностях развивать навыки коммуникации, что определенно играет немаловажную роль в процессе дальнейшего развития каждого ребенка.