Татьяна Морева
Консультация для воспитателей «Формирование взаимодействия ребенка первого года жизни со взрослым»
▼ Скачать + Заказать документы
Детство - время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний, самых удивительных первых встреч с этим миром. Детство имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного.
Детство определяет всю нашу жизнь? И первые годы жизни - один из наиболее важных этапов в жизни человека. Особенностью детей 1 -го года жизни является большая зависимость развития от воздействия взрослого человека. Общение со взрослыми - необходимая потребность детей уже в первые месяцы жизни, источник их развития.
Темочки:
- Воспитатель года
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Быстрый темп и неравномерность развития определяют деление 1- го года жизни на качественно различные периоды, выделение в каждом из них умений, имеющих существенное значение для дальнейшего развития ребенка. Эти умения названы ведущими, и именно на них должно быть направлено воспитательное воздействие взрослых. Итак, у ребенка есть первейшая потребность в прикосновении. Ребенок нуждается в постоянном телесном контакте, в поглаживаниях, укачиваниях, похвалах.
Особенностью детей 1 - года жизни является большая зависимость развития от воздействия взрослого человека. Общение с взрослыми - необходимая потребность детей уже в первые месяцы жизни, источник их развития.
Важно помнить, что вся двигательная активность ребенка должна осуществляться не по принуждению, а благодаря интересу к этой активности, эмоциональной наполненности. Общение с взрослыми, похвалы и поддержка взрослых не дадут угаснуть интересу даже к сложным упражнениям.
В первые недели жизни такой интерес стимулируют с помощью двигательных рефлексов, вызванных раздражением стоп, пяток, пальцев, ладошек. Необходимо помнить, что прикосновения, поглаживания невероятно важны в первые месяцы жизни, чем дольше взрослый держит ребенка на руках, касается его, гладит и укачивает, тем здоровее, сильнее и успешнее он будет.
Д. В. Винникот писал: «Ребенок не знает, что окружающее его пространство поддерживаете вы. Как вы заботитесь, чтобы мир не обрушился на него; пока он сам откроет мир! Покоем непрерывного дыхания вы «подключаете» жизнь ребенка к своей жизни и ждете от него ответного жеста, означающего, что он вас открыл. И это «открытие» происходит достаточно быстро».
Игры взрослого с младенцем показали, что ребенок уже участвует в них как активный партнер, управляя поведением взрослого с помощью взгляда и улыбки. Он то смотрит на взрослого, показывающего «козу», то отводит взгляд в сторону, то снова смотрит, помогая тем самым определить темп и ритм игры. Такая синхронизация взаимодействия в первых играх становиться возможной благодаря развитию умения фиксировать взглядом лицо взрослого и появлению первой улыбки в ответ на эмоциональное обращение к нему.
Первая улыбка у малыша появляется, как правило, в конце 1- го - начале 2-го месяца жизни. Мы знаем, что она возникает при непосредственном эмоциональном контакте взрослого с ребенком. Физическое соприкосновение с взрослыми - поглаживание, нежное прижатие к груди, покачивания, яркая игрушка, ласковый разговор с ребенком, настраивают его на первые положительно эмоциональные ответные реакции, которые, как правило, сопровождаются взглядом в глаза близкого человека. Малыш в это время учится выражать свое положительное эмоциональное отношение к взрослому. Поэтому ему нужно постоянное присутствие взрослого, его внимание и любовь.
К 2-3 месяцам ребенок уже уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивает голову на знакомый звук голоса взрослого, сосредоточенно рассматривает лицо, прислушивается к речи. В ответ на эмоциональное обращение начинает улыбаться, смотрит в глаза взрослого, оживленно двигает ручкам и ножками, издает звуки гуления. Такое радостное поведение малыша в ответ на обращение взрослого названо «комплексом оживления».
Мы знаем, «комплекс оживления» способствует проявлению двигательной, голосовой и познавательной активности ребенка. У малыша, когда он радуется, выпрямляются, руки в локтевом суставе, разжимаются пальчики, и он как бы случайно наталкивается на предмет, захватывает его и может длительно удерживать. Звуки гуления приобретают напевность и мелодичность, а его «трели» звучат подолгу.
В ответ на обращение взрослого четырехмесячный малыш начинает громко смеяться, оживленно двигаться, если видит знакомое лицо.
Благодаря тому, что мы, взрослые, подкрепляем инициативу ребенка, отзываясь улыбкой и ласковыми обращениями на призывы, малыш получает возможность обмениваться положительными эмоциями, вариативно использовать все доступные ему средства (мимику, движения ручек, ножек и т. д.) для привлечения внимания взрослого. Например, для стимулирования первой мимолетной улыбки мы используем игры с малышами «Потягунушки», «Кто у нас хороший», и др. окружая малышей любовью и нежностью, мы создаем атмосферу эмоционального общения, что способствует развитию психической активности.
К 4 - 5 месяцам у малыша откладывается дифференцированное отношение к окружающим близким взрослым. Ребенок учится различать знакомых и незнакомых близких людей, эмоционально реагируя на их желание вступить с ним в общение.
Во втором полугодии жизни ребенка общение приобретает иной характер, становясь общением по поводу действий с предметами. Ребенок больше не соглашается просто обмениваться со взрослым ласками. Ему теперь нужно, чтобы мы «сотрудничали с ним в игре». Основные интересы малыша сосредоточены уже на окружающих его предметах и игрушках. Ребенок в этом возрасте с огромным удовольствием наблюдает и пытается подражать тому, как мы действуем с конкретным предметом. Например, на осваивание первых предметных действий в общении с детьми возможны игры «Сюрпризная коробочка», «Музыкальная игрушка» и др.
Ближе к возрасту одного года развитие общения выражается в желании ребенка действовать вместе с взрослым. Это желание малыш демонстрирует позами, жестами. Дети протягивают предметы, изображают желаемое действие движениями звуками, указывают на заинтересовавшую игрушку и т. п. Малышам становится очень важно отношение взрослого к их действиям, поступкам, успехам и неудачам. Положительная оценка и поддержка взрослого помогают им ощущать свою самостоятельность и активность.
Каждый раз, беря малыша на руки и разговаривая с ним, мы устанавливаем доверительную связь между ним и собой, мы помогаем малышу осознать себя полноправным партнером по общению.
Окружая маленьких детей любовью и нежностью, создавая положительную атмосферу эмоционального общения, мы стимулируем в дальнейшем познавательную активность ребенка, направленную на окружающие предметы и игрушки.