Салина Надежда Владимировна
Формирование воздушной струи у детей с нарушениями звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование воздушной струи у детей с нарушениями звукопроизношения. Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков Воздушная струя – это энергетическая основа звука, слова и целой фразы. Без длительной и сильной струи воздуха происходит не только нарушение звукопроизношения, но и общего звучания речи: ребенок пропускает окончания слов, говорит «взахлеб», смазывает окончание фраз и т. д. Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Звуки произносятся в фазе выдоха. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи. Нужно обеспечить свободный доступ свежего воздуха в помещение, где проводятся занятия. Нужно следить за осанкой ребенка. Упражнения лучше проводить стоя. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, когда дует на язык. Вдох должен быть спокойным и глубоким (через нос). Выдох – через рот, плавный и без напряжения. Выдыхаемый воздух не нужно задерживать. Специалист должен следить за направлением струи воздуха. Дыхательные упражнения не должны быть продолжительными по времени (от 10 секунд до 1,5-2 минут). Если переусердствовать, то у ребенка может закружиться голова. Выдыхаемый воздух не нужно задерживать. На первых этапах можно упражнения проводить перед зеркалом, и они могут выполняться под счет. При выполнении упражнений нужно следить за тем, чтобы вдох был всегда через нос («набираем полную грудь воздуха», а сам выдох должен быть плавным, не толчкообразным. Нельзя допускать выхода воздуха через нос. Занятия следует ограничить по времени, чередуя их с другими логопедическими упражнениями. Упражнение «Хомячок» направлено на развитие произвольных движений языка и укрепление мускулатуры языка и щёк. 2
Темочки:
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дыхательная гимнастика
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
Описание: язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3–5 секунд. 2
Также существует вариант упражнения, при котором нужно надуть щёки при закрытом рте и подержать их в таком положении 3–5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторить упражнение 3–4 раза. 3
Ещё один вариант упражнения «Хомячок» — пошмыгать носом, рот закрыт. 45 При его выполнении нужно чувствовать движения стенки живота.
“Загнать мяч в ворота” Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.
“Ветерок” (с вертушками) Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на вертушку, стараясь, чтобы она завертелась как можно сильнее.
Колобок – колобок Ты румяненький бочок, По дорожке ты катись, Лесных зверей берегись. Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по тропинке. Дуть надо на теннисный мячик так, чтобы он ровненько катился по тропинке.