Гольцова Лилия
Формирование воздушной струи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование воздушной струи у детей дошкольноговозраста.
Речевое дыхание - это основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Если речевой выдох неправильный – все звуки будут звучать смазано и нечетко.
Существуют три основных направления воздушной струи :
Публикация «Формирование воздушной струи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
1) Воздушная струя направленна прямо по центру языка. Это характерно для произнесения большинства звуков: губно-зубных (в, вь, ф, фь, заднеязычных (к, кь, г, гь, х, хь, переднеязычных (т, ть, д, дь, свистящих (с, сь, з, зь, ц).
2) Воздушная струя направленна прямо по центру языка вверх. Это характерно для произнесения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч) и вибрантов (р, рь).
3) Воздушная струя направленна прямо по боковым краям языка.
Это характерно для произнесения смычно-проходных звуков (л, ль).
В системе логопедической работы по формированию воздушной струи можно выделить основные направления:
-Дутье при сомкнутых губах. Для укрепления мышц щек.
-Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой. Напряжение круговой мышцы рта.
-Дутье сквозь растянутые в улыбку губы.
-Дутье на язык.
В процессе работы по формированию правильной воздушной струи следует придерживаться данных методических рекомендаций:
• Упражнения проводить в проветренном помещении;
• Лучшие результаты достигаются, если упражнения выполнять в свободном положении тела, не сидя, а стоя: осанка прямая, грудная клетка расправлена;
• Вдох делается глубокий и спокойный, через нос. Выдох делается через рот: лёгкий, плавный, длительный;
• Следить за направлением воздушной струи;
• Упражнения не длятся дольше 3 минут;
• Следует правильно дозировать количество и темп упражнений: интенсивно дуть не более 5 раз;
• Следить, чтобы во время упражнений не надувались щёки;
• Выдыхаемый воздух нельзя задерживать;
• Упражнения легче выполняться под счет;
• Для зрительного контроля на начальных этапах допускается использование зеркала;
• Выдыхаемую струю воздуха контролируют с помощью ватки, поднесённой ко рту ребё нка: при правильном выполнении ватка будет отклоняться.
Все звуки нашей речи мы произносим, как известно, на выдохе. Соответственно, если речевой выдох неправильный – все звуки будут звучать смазано и нечетко. И наоборот, освоенный правильный выдох – по середине языка – способен нормализовать качество всех звуков речи у детей, а также значительно сократить время работы над каждым звуком. Выработка сильной направленной воздушной струи – это необходимое условие для постановки звука. Вести работу над развитием воздушной струи и речевого выдоха можно самыми разными способами: надувать воздушные шарики и мыльные пузырики, дуть в свисток, губную гармошку, дудочку, задувать свечки. Такие игрушки развивают и силу, и длительность воздушной струи. Упражнения на формирование воздушной струи.