наталья журавлева
Формирование у младших дошкольников элементарных понятий об основе жизнедеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у младших дошкольников элементарных понятий об основах безопасности жизнедеятельности.
Журавлева Наталья Геннадьевна
Воспитатель, ГБОУ №675 «Талант» Красносельского района г. Санкт- Петербурга
Младший дошкольный возраст – это особенно важное время, когда непосредственно формируется человеческая личность, и закладываются основы безопасности и непосредственно здорового образа жизни.
Публикация «Формирование у младших дошкольников элементарных понятий об основе жизнедеятельности» размещена в разделах
Дети с самого раннего возраста для собственной безопасности должны чётко знать правила безопасности. Это касается всех сфер жизни и деятельности ребёнка – быта, игры, движения. Прямой обязанностью непосредственно каждого педагога и родителя является обучение ребёнка основам безопасного поведения. Ребёнок может оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, природе, на дороге, поэтому главная задача педагогов – стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. Чтобы дети знали как правильно вести себя в разных ситуациях и непосредственно умели применять полученные знания в реальной жизни.
Большинство маленьких детей погибают из – за равнодушия и невнимательности взрослых, из – за нежелания вовремя показать, объяснить, сделать вместе с детьми. Зачастую спички, лекарственные средства, иглы, ножницы, ножи и т. д. хранятся в доступных для детей местах. Они нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам.
Таким образом, можно непосредственно заключить, что формирование у младших дошкольников элементарных представлений об основах безопасности жизнедеятельности является одной из важных задач поколения современных педагогов и родителей.
Современный мир таит в себе множество опасностей. Знание правил безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, ПДД, ОБЖ поможет предотвратить беду, а правильное поведение в той или иной ситуации может спасти жизнь. Детская безопасность всегда была и будет общей заботой педагогов и родителей. Жизнь ребёнка – это самое дорогое, что есть на свете. Задача взрослых научить маленького человечка обойти беду стороной.
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности мы осуществляем в нашей группе. Выбрав разные виды деятельности, учитываем то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка, а так же облегчит восприятие излагаемых проблем и знаний. Давая детям определенные знания, навыки, умения, воспитывая определенные полезные привычки, непосредственно через игровую деятельность, определяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни, тем самым создаём первые шаги в воспитании здорового ребенка. В работе с детьми мы воспитываем привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Прививаем детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формируем у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считаем необходимым создавать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.
Для более плодотворной работы по ОБЖ должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье.
Правила пожарной безопасности для детей сначала, что должны обеспечить взрослые дома:
• спички и зажигалки должны находиться в местах, недоступных для детей;
• детям нельзя пользоваться электрическими и газовыми приборами без присмотра взрослых;
• легковоспламеняющиеся жидкости (ацетон, бензин, спирт и др.) нужно держать в недоступных для детей местах;
• бенгальские огни, хлопушки, свечки так же могут стать причиной пожара.
Содержание знаний о безопасности жизнедеятельности отражено в образовательных программах, рекомендованных министерством образования и науки для реализации в дошкольных образовательных учреждениях. Таким образом, проблема создания условий для усвоения этих знаний детьми дошкольного возраста является одной из первостепенных в педагогической деятельности воспитателей ДОУ.
Формы и методы работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности, используемые в работе нашей группы:
Комплексные и интегрированные занятия
• («Службы 01, 02, 03 всегда на страже»,
• «Опасные предметы дома»,
• «Где работает огонь?»,
• «Контакты с незнакомыми людьми дома») ;
Практическое занятие
• «Дружба с дорожными знаками»,
Игровое занятие
• "Юный пожарный",
• «Чтобы не было беды», цель - обучить конкретным навыкам тушения начинающегося пожара и спасения себя от огня и дыма, познакомить детей с правилами пожарной безопасности дома и в детском саду;
Сюжетно-ролевые игры
• «Семья»;
• «Путешествуем на машине»;
• «Принимаем гостей дома»;
Игры-соревнования, подвижные игры.
Дидактические игры (сделанные руками педагогов) :
• «Азбука пожарных»,
• «Если возник пожар»,
• «Огнеопасные предметы»- цель научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара.
• «Причины пожаров», цель игры - закрепить знание основных причин пожара.
Фабричные сюжетно-ролевые
• «Семья»,
• «Юные пожарные»,
• «Спортивно-пожарная эстафета»;
Беседы :
• «Наши верные друзья»
• о здоровье, «Ядовитые растения»,
• «Открытое окно, балкон как источник опасности»,
• «Огонь добрый - огонь злой».
• «Эта спичка – невеличка»,
• «Что может испортить новогодний праздник?») ;
В жизни всегда есть место подвигу: цель - рассказать детям о людях, которые рискуя своей жизнью, спасают других, вытаскивают из огня и дыма;
Знакомство с художественной литературой :(К. И. Чуковского «Путаница»; сказки «Как человек подружился с огнём»,», «Как огонь воду замуж взял»; С. Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»; Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»; Б. Жидков «Пожар») ;
Конструирование: «Пожарная машина»; «Наша улица». Аппликация: «Пешеходный переход»; «Кошкин дом»;
Моделирование и анализ заданных ситуаций; («Пожар дома», «Мама ушла в магазин, мы остались одни…»; «Как бы ты поступил») ;
Познавательные викторины :«Мы знаем правила безопасности»;
Развлечения: инсценировки сказок: «Кошкин дом»; «Пожар в лесу»; «Красный, жёлтый, зелёный»;
Таким образом весь материал носит познавательный, информационный и обучающий характер и помогает формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций, через художественное слово и игру.
Все виды деятельности способствуют поддержанию устойчивого интереса к занятиям по основам безопасности жизнедеятельности,
Пополняется опыт безопасного поведения.
Проявляется самостоятельность, ответственность и осознанное отношение к правилам и нормам безопасного поведения в различных сложных ситуациях в быту и на улице.
Пополняется словарный запас и налаживается тесный контакт с родителями.