Наталья Бабинцева
Формирование у дошкольников безопасного поведения на спортивной площадке
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешного решения воспитательно-образовательных заданий важное значение имеет создание педагогически продуманных условий, таких, как: определение содержания и объема знаний, подбор пособий и оборудования, организация физкультурной площадки и физкультурного зала.
Темочки:
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Оформление детских садов
- Физическое развитие, спорт
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Площадка для занятий физкультурой и для проведения утренних гимнастик – это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и спортивные праздники, физкультурные досуги, квест-игры и другие мероприятия для детей и их родителей. Поэтому здесь актуальны требования СанПин и соблюдение правил безопасности. С правилами техники безопасности педагоги ДОУ обязательно знакомят воспитанников. По всем правилам спортивная площадка должна делиться на две части: с травяным и асфальтированным покрытием. Все лето при благоприятной погоде утренняя зарядка должна проводиться на воздухе. При ее организации педагогу необходимо:
- обеспечить должное состояние места проведения для гимнастики;
- чрезмерной нагрузки детей, если дети недавно болели или имели травмы;
- осуществлять наблюдение за самочувствием детей, дисциплиной, их вниманием;
-следить за интервалами в дистанции между детьми во время выполнения упражнений;
- проверить у каждого ребенка обувь (чтобы не скользила, а у девочек туфли без каблуков);
- проверить одежду (удобно ли в ней выполнять упражнения, не сковывает ли движения);
- не допускать посторонних колющих предметов в руках или в карманах.
Утренняя гимнастика в основном на улице проводится в виде ритмической гимнастики с использованием музыкального сопровождения или в форме оздоровительного бега, как рекомендовал Змановский Ю. Ф.
Но перед началом забега проверяется безопасность беговой дорожки (отсутствие посторонних колющих предметов, ям и луж, дается инструктаж детей о правилах безопасного поведения при беге, чтобы не было падений и травм. Обязательно перед началом забега проводится разминка, по окончании бега – упражнения на восстановление дыхания. Все дети должны находиться в зоне зрения педагога, чтобы контролировать все выполняемые действия воспитанниками. Также эта площадка удобна для проведения мониторинга – диагностического обследования физической подготовленности детей, например бег на дистанцию 10 или 30 м, метание правой и левой рукой.
Перед проведением мониторинга обязательно дается объяснение, как правильно выполнять технику метания и проследить, чтобы дети были в удобной одежде, не стесняющей движения. А перед забегом проверить обувь детей, завязаны ли шнурки, напомнить воспитанникам: бежать строго по своей дорожке, смотреть только вперед, не начинать бег без команды, когда педагог включит секундомер, возвращаться обратно шагом, отойдя в сторону от беговой дорожки.
В ходе занятий на спортивной площадке педагог должен обеспечивать безопасность их проведения, предупреждать и исправлять ошибки детей, оказывать помощь детям и обеспечивать страховку, наблюдать за самочувствием детей, их интересом к двигательной деятельности, активности, а также за качеством выполнения общеразвивающих упражнений и основных движений. Нельзя допускать форсированного обучения сложным упражнениям, которые связаны с риском или психологическими или физическими трудностями для детей. Не рекомендуется допускать чрезмерной нагрузки на детей в ходе занятия, чтобы не было значительного утомления. Нельзя допускать излишнего эмоционального возбуждения, вызванного выполнением сложных физических упражнений, игр-забав, игр-эстафет. Перед проведением прыжков с высоты, в длину с места, прыжков в длину с разбега необходимо заранее подготовить прыжковую яму (разрыхлить песок, проверить отсутствие в нем посторонних предметов).
Оборудование, которым пользуются дети, по своим размерам должно соответствовать возрастным показателям дошкольников. Перед каждым физкультурным занятием необходимо напомнить детям правила поведения. Педагогам проследить, чтобы дети были в удобной одежде и в удобной обуви с нескользкой подошвой. Напомнить воспитанникам: перед началом занятий снять украшения, длинные волосы заплести, очки закрепить или снять. Обязательно нужно знакомить дошкольников с правилами поведения во время спортивных и подвижных игр, не забывать контролировать их выполнение.
Причины травматизма во время физкультурных занятий и подвижных игр:
- неправильное размещение участников;
- несоблюдение принципов регулярности занятий;
- несоблюдение постепенности увеличения нагрузок;
- неправильная последовательность выполнения заданий;
- пренебрежительное отношение к разминке;
- отсутствие страховки, самостраховки;
- плохое снаряжение дошкольников (неудобные, не соответствующие физкультурным занятиям одежда, обувь);
- плохая подготовка мест занятий и инвентаря (непроверенные крепления снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту занимающихся);
- нарушение санитарно-гигиенических норм: плохое освещение, вентиляция, запыленность и т. д.
Важнейшей же причиной травм является гипокинезия – малоподвижный образ жизни
Для занятий физическими упражнениями в домашней обстановке достаточно освободить небольшой участок комнаты (2х3 м). Здесь не должно быть выступающих острых углов мебели. На полу постелить коврик. Комнату надо обязательно проветривать, а еще лучше заниматься с открытой форточкой или окном (летом). Обязательно проводить влажную уборку.
Первая помощь при повреждениях или травмах.
При ушибах следует наложить компресс и обеспечить травмированной части тела покой в течение 10 – 15 минут. Полный покой обязательно должен быть обеспечен при ушибах головы (с холодным компрессом на лбу или на затылке, и ног (с теплыми грелками). Затем надо вызвать врача и осторожно на носилках транспортировать пострадавшего в больницу.
При травме связок голеностопного сустава ребенку надо создать удобное положение, на место растяжения наложить давящую повязку и сустав крестообразно забинтовать для ограничения движений. Сверху приложить грелку с холодной водой. При падениях на запястье можно действовать также, но врачебный осмотр, как при травмах колена, необходим.
Вывихы являются более серьезными травмами, при которых связки могут разорваться, а целостность суставной сумки нарушиться. Концы костей в этой сумке смещаются, и быстро возникают припухлость сустава и резкая боль. Поврежденной конечности следует обеспечить покой. Самим вывих вправлять нельзя. Ребенка надо по возможности быстро доставить в лечебное учреждение. Если боль в поврежденной конечности не исчезает, вновь появляется припухлость, то следует думать о закрытом переломе. В этом случае надо наложить шину. Она должна быть достаточно длинной. Можно использовать специальную шину, а если ее нет под рукой, то импровизированные шины из досок, палок, лыж, зонтика и т. п. предварительно на поврежденную конечность кладут мягкую ткань. Шину надо привязывать не очень туго и в нескольких местах.
Дети должны знать и выполнять элементарные правила безопасности во время проведения физкультурных занятий и подвижных игр.
Чаще всего у детей бывают порезы и царапины. Если при этом нет кровотечения и рана не загрязнена, то лучшее средство – промывание перекисью водорода, фурацилином. При глубоких порезах и загрязнениях ран следует обратиться к врачу. Кровотечение можно остановить, подняв руку или ногу вверх и наложив повязку из стерильного бинта. При носовых кровотечениях ребенка следует посадить так, чтобы повязка была немного наклонена вперед, расстегнуть воротничок и наложить холодный компресс на переносицу или на затылок. При этом сморкаться или зажимать нос платком не надо. Можно поместить в крыльях носа ватный тампон (фитилек, смоченный раствором перекиси водорода на 5 минут.
При падении назад руки надо развести в стороны, согнуть в локтевых суставах ладонями вниз. Голову наклоняют к груди, ноги сгибают и прижимают к корпусу, силу удара при приземлении смягчают ударом рук о землю и завершают перехватом; через спину и плечо или на спину, если инерция незначительна.
Особенно опасно падение на спину в упор, что чревато серьезной травмой туловища, внутренних органов, головы. Приемам падения назад должно быть уделено особое внимание. В отдельных случаях падение назад при потере равновесия может быть переведено в более безопасное падение на бок.
Инструктор физической культуры и воспитатели должны помнить, что навыки безопасного падения, развитые в детском возрасте, сохраняются всю жизнь, предохраняя человека от травм.
Литература:
«Инструктор по физической культуре» - №4 2020.
«Техника безопасности на уроках физкультуры».- М. : СпортАкадемПресс, 2001.)