Анжелика Салихова
План инновационной деятельности в старшей группе по привитию основ экологической культуры дошкольникам
▼ Скачать + Заказать документы
План инновационной деятельности в старшей группе «Звездочка»
• Основная цель– привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир. Привлечение к участию в инновационной деятельности членов семьи ребенка
Задачи
Образовательные:
Публикация «План инновационной деятельности в старшей группе по привитию основ экологической культуры дошкольникам» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
• формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т. е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;
• осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
• на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
• формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
• показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;
Воспитательные:
• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
• воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
• воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
• Привлечение к участию в инновационной деятельности членов семьи ребенка
Развивающие:
• развитие системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой;
• развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
• формирование навыков рационального природоиспользования;
• охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Формы проведения:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность;
Методы проведения:
-рассматривание картин;
-демонстрация фильмов;
-труд в природе;
-коллективный труд;
-индивидуальные поручения.
Наглядные, практические, словесные, экскурсии целевые прогулки наблюдения, показ сказок (педагогом, детьми, рассматривание иллюстраций, репродукций,эксперименты (кратковременные длительные) ,определение по определённым предмета признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам,продуктивная деятельность детей,оформление гербарий, коллекций,изготовление наглядных пособий, чтение художественной и научно-популярной литературы, беседы, рассказывание, творческие игры, дидактические игры (н. п. игры,подвижные игры, творческие игры.
Инновационная деятельность включает три основных этапа :
1-й — подготовительный: постановка цели и задач,
определение методов исследования, предварительная
работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор
оборудования и материалов;
2-й — исследовательский: поиск ответов на поставленные
вопросы разными способами;
3-й — обобщающий (заключительный) : обобщение резуль
татов работы в самой различной форме, их анализ,
закрепление полученных знаний, формулировка выво
дов и, по возможности, составление рекомендаций.
№/з Тема деятельности Задачи Примечания
Сентябрь (подготовительный этап)
1 Беседы «Что такое природа?» Выявить: понимания значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя её частью, желание как можно чаще общаться с природой. Презентация «Природа вокруг нас»
2 Анкетирование детей Выявить: отношения к природе
формировать желаниеделится впечатлениями;
определить уровеньэкологической воспитанности детей. Анализ анкетирования приложен
3 Анкетирование родителей Совместная с детьми работа «Дорога от дома до детского садика» Работы приложены
Октябрь (исследовательский этап)
1 Знакомство со сказкой о Росиночке. Дать представление о доброй девушке Росиночке, которая помогла обустроить, облагородить земли Саратовской области … Изготовление куклы Росиночки
2 Куда,какого цвета камушки упали на Саратовскую землю. Знакомство с зелеными зонами Саратовской области: (Кумысная поляна,Октябрьское ущелье, Хвалынский заповедник) Презентация «Мой зеленый город-Саратов»
3 Целевая прогулка с родителями. Зеленый камушек Росиночки Октябрьское ущелье. Формировать исследовательские навыки умение сравнивать и анализировать. В качестве объекта исследований выбрать деревья, что обусловлено рядом причин то дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые, поскольку у последних нет способов передвижения, аналогичных животным.
Расширить знания и представления детей о деревьях растущих в нашем городе.
Деревья — прекрасный объект для фенологических
наблюдений, в частности, лиственные имеют ярко
выраженные сезонные изменения. На примере деревь
ев могут быть рассмотрены взаимосвязи растений
с окружающей средой и другими живыми организмами.
Ноябрь
1 Росиночка у нас в гостях. Наш дом –наш микрорайон На основе задания «От дома до детского сада» определить уровень комфортности проживания в микрорайоне ; сделать выводы о необходимости зеленых насаждений (о посадке –дубов) Работа на макете микрорайона «Солнечный»
2 Росиночка об источнике вдохновения- Дубе. Закрепить знания детей о строении дерева, умение устанавливать взаимосвязи в природе;
Работа на интерактивной доске.
3 С Росиночкой в лес за лесными семенами. Экскурсия с родителями (сбор семян деревьев) Привлечение внимания общественности к проблемам лесовосстановления и бережному отношению к природным ресурсам, информированию учащихся о деревьях и кустарниках, произрастающих в лесах Саратовской области, получению ими навыков по сбору лесных семян и внесению практического вклада в выращивание сеянцев древесно-кустарниковых пород в лесопитомниках области.
В уголке Росиночки сделать наборы разных видов семян деревьев
Декабрь
1 Клубный день
«Путешествие к Могучему дубу»
в рамках реализации программы
инновационной деятельности.
Стимулировать двигательную активность детей через интерес к природе.
Закрепить знания детей о строении дерева, умение устанавливать взаимосвязи в природе;
Конспект приложен Посадка семян дуба.
Дальнейшее наблюдение за ростом семян и фиксирование их в дневнике наблюдений.
2 Экологические игры с Росиночкой. «Что лежит в ящике ощущений?» Учить детей описывать семена деревьев, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
приложение «Экологические игры в старшей группе»
3 Модель дерева.
Игра «Дерево-это…» Рассмотреть модель дерева на основе дуба для сравнения с другими деревьями; развивает мышление,
актуализирует опыт ребят, их знания, позволяет
эвзглянуть на один и тот же объект с разных точек зрения. Н. А. Рыжова» «Моё дерево» (стр101-104)
Январь
1 Какая кора ели на ощупь? Рассмотреть с детьми ель, назвать характерные особенности её строения коры, признаки,отличающиееё от других деревьев… С. Н. Николаева (стр 58-66)
2 Белостволая береза. Предложить для сравнения с елью и дубом русскую красавицу березу-свисающие ветки, белые стволы… Н. А. Рыжова» «Моё дерево» (стр224-228)
3 Кто живет в трещине коры? Предложить ребятам найти место, где ствол дерева самый широкий, а где — самый узкий. Чем он покрыт? Кора — это «одежда» дерева, она защищает его от холода, жары, проникновения различных насекомых. Обсудить, что согревает деревья в стужу, заменяя им «шапки и рукавицы»? Обратите внимание ребят на то, что на стволах старых деревьев трещин больше, чем на стволах молодых (как и морщин на лицах людей). С возрастом кора у этих растений лопается, так как не способна
растягиваться
Н. А. Рыжова «Моё дерево» (стр 57-60)
Февраль
1 Росиночка об экосистеме.
К нашим деревьям приходят в гости звери и птицы. Расширять представления детей об экосистеме, что в природе все взаимосвязано, что дерево — это столовая и дом для многих животных. видеофильм «Невидимые ниточки природы» Н. А. Рыжова) Н. А. Рыжова «Моё дерево» (стр 69-77)
2 С нашим деревом дружит дятел.
Зимующие птицы. Дать представление о птицах, которые по-разному приспосаблены к жизни в зимнее время года,где деревья играют огромную роль Клесты, дятел -объекты для обсуждения.
3 Звери зимой. Дать представление о зверях, которые по-разному приспосабленык жизни в зимнее время года,где деревья играют огромную роль. С. Н. Николаева (стр 67-68)
Март
1 Желтый, белый, синий камушки Росиночки. Солнце воздух и вода. Закрепить представления о необходимых для жизни на планете факторов.
конспект приложен.
2-3 Росиночка пришла с клубочком, показать невидимые ниточки природы.
Экологич., игра «Паутина Закреплять знания о взаимосвязи в природе оформлена игра в уголке природы. Чаще предлогать детям играть самостоятельно,использую свой багаж знаний.
Апрель
1 Забота Росиночки о природе. Как сберечь деревья? Макулатура. Закрепить у детей представление
о взаимосвязях живых организмов и на этой основе научить понимать возможные последствия исчезновения отдельных деревьев и лесов в целом.
Дать понятие о макулатуре. Показ презентации «Как мы можем помочь природе?» Акция по сбору макулатуры.
Объяснить,есть специальные заводы, которые делают из старой, ненужной бумаги — макулатуры — новую. Собрать вместе с детьми и родителями макулатуру и сдать в ближайший пункт.
На полученные средства купить саженцы деревьев.
2 Метеостанция. Дождомеры Дать представления о метеостанции, которая помогает предсказать погоду Развивать интерес к наблюдениям за природой. Дождомеры-это нехитрое устройство для измерения
количества осадков несложно сделать из больших пластиковых бутылок. Снимите пробки, разрежьте бутылку пополам, переверните верхнюю часть горлышком вниз (получится воронка) и вставьтев нижнюю половину. Вода будет стекать по стенкам
емкости и скапливаться на дне. Можно нанести на стенки дождемера
шкалу (цветные полоски для наблюдений)
3 Интересное с Росиночкой.
Тонет ли древесина в воде? Выяснить чем древесина отличается от других материалов?
Проведите эксперименты: пусть дети опустят
деревянные брусочки в мисочку с водой (почему они не
тонут, попробуют их разломать, постучат ими
о твердую поверхность (древесина — твердый,
достаточно прочный материал).
Показать, что древесина горит. (Этот опыт лучше
проводить на улице, не забывая о мерах безопасности.)
Май (Обобщающий)
1-2 Альбом «Зеленые камушки Росинки» Предложите составить рассказы по
результатам исследований. Темы могут быть разными, например: «Наше дерево летом», «Наше дерево весной»..
У детей велика потребность в публичном признании и положительной оценке их
работ.
Н. А. Рыжова «Моё дерево» (стр 190-246)
3 День деревас Росиночкой!»
Праздник. Посадим свое дерево сами!
(посадка деревьев с родителями) Выясните, какие именно растения и почему хотели бы посадить участники проекта. Есть ли условия для их
произрастания на вашей территории микрорайона «Солнечный» (достаточно ли света, богатая ли почва и т. п.? «Я буду уважать вас, дорогие деревья, за то, что вы очищаете воздух от выхлопных газов. Вы делаете воздух чистым и свежим. Мы, люди,должны сохранить вас, уважаемые деревья. Мы должны сохранять окружающую среду, чистый воздух и нормальное состояние в природе».
«Я готов сделать сигнализацию на своем дереве, чтобы
его не трогали!»
Сценарий праздника
С. Н. Николаева (стр146-148) основа.
h3][/h3]