гонннова Татьяна
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о профессии «пекарь»
▼ Скачать + Заказать документы
В статье раскрываются вопросы ранней профориентации старших дошкольников по профессии пекарь. Описывается опыт работы по данной профессии, сделаны выводы о необходимости приобщения детей к ценностям труда и профессиональной деятельности человека уже на ступени дошкольного детства.
Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о профессии „пекарь“» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Я считаю, что формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому в ДОО была проведена углубленная работа по изучению профессии пекарь.
Цель: формирование целостного представления дошкольников о профессии пекарь, развитие познавательной активности, интереса к окружающему миру.
Задачи: дать представление о профессии пекаря, его трудовыми процессами, с предметами – помощниками, необходимыми для работы; развивать познавательный интерес; воспитывать дружеские взаимоотношения, воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам труда взрослых.
Работа по формированию у детей представлений о труде пекаря проводилась в процессе непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей и социумом.
В работу включены:
- беседы «Кто такой пекарь?», «Из чего и как пекут хлеб?», «Как хлеб попадает к нам на стол?».
- Экскурсия в пекарню «Хлебушко», наблюдение за изготовлением булочек, хлеба.
- Обсуждение пословиц: «Хлеб всему голова», «Плох обед, коли хлеба нет», «Хлеб – батюшка, водица – матушка», «Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат».
- Загадки о пекаре : «Он встает, когда вы спите, и муку просеет в сите, докрасна натопит печь, чтобы хлеб к утру испечь».
- Загадки о хлебе, поле, комбайне, зерне.
- Чтение художественной литературы: Е Пермяк «Кто мелет муку»,
М. Пришвин «Лисичкин хлеб», К. Паустовский «Горячий хлеб».
- Подвижные игры «Каравай», «Я пеку»
- Встреча с интересным человеком. Рассказ пекаря из пекарни «Хлебушко» «Как мы печем булочки».
- Продуктивная деятельность, лепка из соленого теста «Баранки – бублики».
- Пальчиковая гимнастика «Месим тесто».
-Сюжетно-ролевая игра «Магазин хлебобулочных изделий».
- Просмотр мультфильма «Колосок», видеофильма «Откуда к нам хлеб на стол пришел», педагоги использовали ИКТ: показ презентации «Как выращивают хлеб», «Откуда хлеб пришел» и др.
В ДОО создан мини музей по профессии пекарь. В работу были привлечены родители, которые совместно с детьми испекли хлебобулочные изделия и представили отчетные фотографии о проделанной работе. Кроме того,
была организована с детьми продуктивная деятельность - лепка из солёного теста «Самое красивое печенье». Деятельность детей была яркой, живой и интересной.
Методы диагностического исследования.
Для диагностического сопровождения программы необходим комплекс психолого – педагогических методик. Для проведения психологической диагностики были подобраны следующие методики.
1. Модифицированный профессиональной ориентации опросник Климова.
2. Модифицированный опросник «Профессиональная деятельность» Куцаковой
3. Диагностика игровой деятельности Кондрашова
4. Авторская анкета «Кем я хочу быть»
5. Опросник по серии картинок «Что за профессия?»
6. Методика Векслера
Тесты из дополнительного списка:
1. ТАС тест апперцепции символов
2. Проективный рисунок «Моя семья»
3. Проективный геометрический рисунок «Человек»
Ожидаемые результаты:
Систематизирована работа по предпрофильному развитию детей старшего дошкольного возраста
Расширены представления детей о профессии пекарь
Расширен активный и пассивный словарь ребёнка.
Закреплены навыки детей апперируя атрибутикой определённой профессии.
Обеспечена реализация интересов, способностей, склонностей детей к разным видам деятельности
Знакомы со спецификой профессиональной деятельности представителей производственной сферы города
Сформированы элементарные трудовые навыки
Развиты ключевые компетентности дошкольников
Созданы условия для самореализации творческих способностей детей
Развиты умения применять полученные знания о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх
Воспитание уважения к труду взрослых
Список литературы
1. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013
2. Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ. 2013.
№ 9
3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью (старший возраст) Москва 2002
4. Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012
5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет, М., 2010
6. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013
7. Профессии. Демонстрационный плакат М., 2013
8. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего
дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3
9. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014
10. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М. ТЦ Сфера 2014
Приложение №1
Беседа с детьми о профессии пекаря.
(подготовительная к школе группа)
Цель: Развивать у детей чувство сопричастности с миром взрослых через знакомство с профессией пекарь.
Задачи:
Закрепить знания детей о профессии пекарь.
Расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессии.
Формировать уважения к труду взрослых разных профессий.
Определить значимость профессий.
Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях, изо и других видах деятельности.
Оборудование: фотографии посещения мини-пекарни, материал для сюжетно-ролевой игры, ингредиенты для приготовления хлеба
Беседа с детьми.
Вопросы:
1. Что вы знаете о профессии пекаря?
2. Что нужно делать, чтобы стать пекарем?
3. Какими качествами должны обладать люди данной профессии?
4. Чем важна эта профессия?
5. Какую носят одежду люди этой профессии?
6. Какие технологии и орудия труда используют люди данной профессии?
Приложение2
Детский проект на тему:
«Я бы в пекари пошёл, пусть меня научат» в старшей группе.
Введение
Везде на столе кладут хлеб. Без него не обходится ни завтрак, ни обед. Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Он наш верный друг, имя, которое мы произносим с любовью и теплотой. Его имя – это хлеб. Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. Тот, кто знает, каким нечеловеческим трудом давался этот самый продукт нашим предкам, понимает, почему он имеет такой высокий статус среди всех продуктов питания. А человек, который печёт хлеб, называется пекарь. Так возник проект «Я бы в пекари пошёл, пусть меня научат».
Тип проекта: познавательный.
Продолжительность проектной деятельности: краткосрочный.
Цель: расширение представлений о профессии пекаря, трудовых действиях.
Задачи:
1. Обобщить и расширить представление о том, как выращиваются злаковые культуры, как они попадают к нам на стол в виде хлеба.
2. Изучить возникновение профессии пекарь.
3. Исследовать самостоятельно изготовления теста.
Гипотеза исследования формировалась исходя из того, что изучение данной профессии и работы пекаря поможет раскрыть значимость этой профессии.
Основная часть.
1. Теоретическая часть.
Беседа и рассказ о профессии пекарь.
2. Практическая часть.
Приготовление теста и выпечка булочек.
Создание в группе мини музея «Откуда к нам хлеб пришёл».
Заключение
Выводы.
Приложение 3
Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «Профессия - пекарь»
Задачи:
1. Образовательная:
повышать уровень развития ребёнка;
закреплять знания детей о профессии пекаря, о том, что хлеб – богатство нашей страны;
формировать у детей представление о том, как из муки изготавливают различные кондитерские изделия;
обогащать словарь за счё т слов: зёрна, колосья, хлеборобы, пшеничная, ржаная мука.
2. Развивающая:
развивать у детей познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности
речь, память, внимание.
3. Воспитательная:
воспитывать уважение к хлеборобу, его труду, бережное отношение к хлебу;
воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка.
4. Оздоровительная:
-использовать элементы здоровьесберегающих технологий, пальчиковые игры;
- формировать у детей представления о значении хлеба для здоровья человека, что «Хлеб – это жизнь», «Будет хлеб – будет и обед»…
Методы: объяснительно – иллюстративный, продуктивный, метод проблемного изложения.
Форма организации деятельности: подгрупповая и индивидуальная.
Средства обучения:
1. Наглядный материал:
выставка «Изделия из муки»;
презентация с иллюстрациями «Как хлеб на стол пришёл».
2. Раздаточный материал:
тесто для печенья, разделочные доски, скалки, формочки, лист для выпечки печенья, фартуки и колпаки, влажные салфетки.
Предварительная работа : беседы о том, что такое хлеб и откуда он берётся (результат труда пекаря, лепка из солёного теста хлебобулочных изделий, проведение акции «Хлеб – всему голова!», целевая прогулка в магазин, игры «Каравай», «Повара», чтение художественной литературы и пословиц о хлебе.
Логика образовательной деятельности.
Мотивационная (вводная) часть.
Рассказ воспитателя о профессии пекарь
Художественное слово (загадки, пословицы, сказка)
Основная часть
Презентация о труде пекаря «Как хлеб на стол пришёл».
Продуктивная часть
игра в пекарей,
Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»
Приготовление теста и изготовление пирога
Заключительная часть: Воспитатель просит ребят рассказать о том, как работали, что нового узнали, где это им пригодится? Что больше всего понравилось? (Ответы детей.)
Приложение 4
Семинар для педагогов
«Инновационные приемы в педагогической профориентационной работе»
Цель: выявить и закрепить предпосылки будущих интересов дошкольников в профессиональной сфере
Задачи:
Создать условия для освоения пространства профессионального самоопределения дошкольника (комнаты, уголки, кружки,
Создать возможности для освоения пространства профессионального самоопределения дошкольника (музеи, организации, соц. партнёры,
Расширить спектр условий и возможностей для практической проф. ориентационной деятельности (экскурсии, скайп-конференции, проектная деятельность)
Создать комплексную программу по формированию предпосылок профессионального самоопределения дошкольника.
Реализовать комплексную программу на базе своих ДОО в рамках работы научной Лаборатории.
Приложение 5
Экскурсия в пекарню «Хлеб – наше богатство»
Цель: рассказать детям, как важна профессия пекаря, показать, как и где выпекают хлеб;
Задачи:
- учить детей употреблять существительные с обобщающим значением (хлебобулочные изделия);
- формировать положительное отношение детей к профессии пекаря;
- воспитывать бережное отношение к хлебу.
Словарная работа: пекарь, хлебобулочные изделия, стеллажи, конвейер, питательный, хрустящий, ржаной, пшеничный, батоны, сдобные булочки.
Ход экскурсии:
главный технолог объясняет и показывает процесс изготовления хлебобулочных изделий.