Майя Еленина
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о предлогах
▼ Скачать +Заказ
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о предлогах
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО к моменту выпуска из детского сада ребенок может овладеть определённым уровнем развития речевой активности, связной речи, понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов. Формирование лексико-грамматических средств языка - это сложный процесс даже при отсутствии патологии в речевом развитии. Он многократно усложняется, если у ребенка наблюдается общее недоразвитие речи. При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями: значения грамматических форм более абстрактны, правила грамматического изменения слов многообразны. Особую сложность представляет для детей усвоение предлогов. Предлоги - это слова, не имеющие предметно-логического значения и выполняющие особую роль. Без знания этих слов дети не могут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью в целом Изучение предлогов имеет также важное практическое значение, так как недостаточное усвоение предложного управления влияет не только на устную, но и в дальнейшем на письменную речь.
Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о предлогах» размещена в разделах
Обследование правильности усвоения предлогов детьми является одним из моментов исследования состояния сформированности грамматического строя языка, необходимого для установления речевого диагноза и определения путей дифференциального обучения. Обследование навыка употребления предлогов проводилось с каждым ребенком индивидуально, с учетом общего уровня речевого развития ребенка, его индивидуальных особенностей и возрастных и индивидуальных возможностей.
За основу диагностического обследования я взяла диагностические методики Рудаковой Н. П. Громовой О. Е., Бессоновой Т. П, и Грибовой О. Е. Методика обследования включает в себя 3 серии заданий. Первая серия направлена на выявление уровня развития оптико-пространственной ориентировки.
Методика № 1: «Где право? Где лево?»
Цель: 1) выявить умение выделять ведущую - правую - руку, на ее основе -левую.
2) выявить уровень развития оптико-пространственной ориентировки
Вторая серия заданий направлена на понимание значения предлогов, выражающих пространственные взаимоотношения двух предметов. В этой серии исключаются показывающие ситуации.
Методика №2 "Прячем кружки" Цель: установить, понимает ли ребенок предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов (исключаются показывающие ситуации).
Третья серия включает задания на обследование правильности употребления предлогов и падежей в экспрессивной речи. Методика № 3
Цель: выявить умение правильного употребления предложно-падежных конструкций.
При обследовании детей группы выявлены значительные трудности с выполнением заданий на оптико-пространственную ориентированность, 9детей не справились с заданиям. Они не понимали значения простых наречий «вверху - внизу», «спереди - сзади», «назад - вперед», «вверх - вниз». 10 человек не могли выделить ведущую правую руку.
Результаты обследования понимания значения предлогов показывают что 9 детей понимают значение лишь простых пространственных предлогов В, НА, ИЗ,ПОД, но понимание значения более сложных предлогов формирующихся у детей позднее в онтогенезе (С, ИЗ, ПЕРЕД, ИЗ- ЗА, ИЗ-ПОД) вызывает затруднение у всех детей.
Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи детей показало, что 6 детей на месте предлогов часто произносит гласные (а,у,и). Это объясняется произносительными возможностями детей, которые опускали согласный звук предлога и сохраняли только его "вокальную часть" ("а камани"- из кармана, "а тул" - на стуле, "а каеку" - под клеенкой, либо опускали предлоги в речи. Также нужно отметить, что 9 детей при правильном выборе предлога допускали ошибки в употреблении флексии.
(слайд4)
Цель работы: совершенствование процесса освоения детьми старшего дошкольного возраста с ОНР пространственных предлогов Задачи :
• Развивать пространственное восприятие.
• Формировать навык правильного употребления предлогов в речи.
• Развивать умение употреблять предложные конструкции в активной речевой практике детей.
• Развивать логическое мышление, внимание и память
• Воспитывать доброту, отзывчивость, желание помогать друг другу.
• Формировать культуру общения с окружающими людьми (детьми и взрослыми
• (слайд5)
В своей работе я опираюсь на теорию П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Ориентируясь на ее исходные позиции, определила последовательность коррекционного воздействия: действие с предметами, действие в речи, (без непосредственной опоры на предмет) и действие в уме.
Упражнения, направленные на формирование навыка употребления пространственных предлогов включаю в любое фронтальное занятие как компонент игры и физкультминутки и индивидуальные.
В коррекционной работе над пространственными предлогами выделяю 3 этапа : подготовительный (пропедевтический, основной и заключительный.
Подготовительный этап
Целью этого этапа работы является формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза как основы усвоения, понимания и владения пространственными предлогами.
На этом этапе использую:
• различные упражнения, направленные на ориентацию в собственном теле (игры "Обезьянки", "Путаница", "Угадайка", для детей-левшей использовала маркировку на ведущую левую руку браслет с бусиной.
• Упражнения, направленные на формирование пространственных представлений. Использую активные игры с мячом "Вправо, влево прокати, только мяч не упусти", "Высоко-низко", "Вверху- внизу", Игры “Что где находится?” ,“Заводная кукла", "Скажи наоборот"
• Упражнения, направленные на развитие ориентации в двухмерном пространстве: Игра “Назови соседей”, "Бабочка летает"
• Упражнения, направленные на восприятие пространственных отношений между предметами. Игра “Что где стоит?”, "Да-нет", "Новоселье", "Я еду на машине"
Дидактические игры стараюсь подбирать с учетом изучаемых лексических тем. Тем самым активизирую предметный словарь по теме, формирую грамматический строй речи на материале темы.
На первом году обучения (старшая группа) необходимо сформировать представление о лексическом и грамматическом значениях предлога как средстве выражения связи между словами в словосочетании. В коррекционной работе на этом этапе выделяют две ступени.
1. Наблюдение над лексическим значением предлогов, уточнение представлений детей о предлоге как отдельном слове.
2. Ознакомление с синтаксической ролью предлогов.
В 1 - ом периоде обучения дети учатся выполнять действия с предлогами, усваивая значения предлогов В, НА, НАД, ПОД (положи книгу В ящик, а папку НА стол, собери СО стола красные карандаши, а зеленый убери в коробку).
Задачи I периода:
1. Формирование пространственных представлений.
2. Развитие понимания предложных конструкций.
3. Упражнение в правильном употреблении предложных конструкций.
3. Обучение составлению предложений по демонстрации действий.
4. Обучение составлению предложений по образцу.
Создаю такие условия, чтобы дети как можно лучше закрепили представление о предлогах не только в слухоречевой, но и зрительной памяти.
Для этого значение предлога уточняю с помощью графических схем, которые помогают ребенку "увидеть" "материализовать" абстрактное понятие (предлог), что помогает усвоить детям эту единицу языка.
Во 2-ом периоде обучения дети учатся употреблять в речи предлоги НА, ПОД, В, ИЗ - обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими формами существительных.
К задачам I - го периода добавляются задачи по дифференциации предлогов и развитие понимания синтаксической роли предлогов.
Для дифференциации предлогов на данном этапе использую следующие приемы:
• Вставить пропущенный предлог.
• Выбрать предлог, соответствующий заданной ситуации.
Например: Яблоки лежат ПОД столе, кошка сидит НА столом. Какие «маленькие» слова надо изменить?
• Демонстрация ряда действий с использованием 2-х предметов.
• Составление предложения с использование двух различаемых предлогов
Например: Я положил картинку на книгу, мячик под шкаф и т. д.
• Выделение данного предлога из ряда предлогов Например : Хлопни в ладоши если услышишь "маленькое слово" ПОД (на, из, около, под, между, под, над и т. д.
В 3-ем периоде добавляется задача формирования умения употреблять предлог в приглагольных сочетаниях и развитие умения составлять связанные высказывания с использованием пространственных предлогов.
На данном этапе использую следующие приемы работы:
• Дифференциация предлогов и слов Например : на, под, в, кот
• Составление предложений с предлогами по предметным картинкам и сюжетным картинкам
• Составление предложений по схеме предлога и предложенным словам
• Добавлению предлога к падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом
Например: влетела. (клетка, вылетела. (клетка, подлетела. (клетка, отлетела. (клетка, залетела. (клетка).
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основным результатом деятельности должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода.
По опыту работы с детьми с ОНР знаю, что введение предложных конструкций в активную речь детей является довольно сложной задачей. Для активизации познавательной деятельности для развития
Для активизации употребления предложных конструкций в речи детей я использовала долгосрочный проект "Мир сказки". Этот проект был рассчитан на 1 год (старшая группа).
Цель проекта: Развитие познавательной инициативы и речевой активности детей, посредством проектной деятельности.
Задачи проекта:
1)создать условия для развития творческой активности.
2) обогащать словарь детей.
3) совершенствовать диалогическую речь.
4)развивать умение использовать в речи пространственные предлоги.
5)способствовать формированию коммуникативных способностей, эмпатии.
Логопедическая работы в рамках данного проекта строилась следующим образом. После того как дети знакомились с конкретным предлогом и выполняли различные упражнения по автоматизации данного предлога в словосочетаниях, предложениях детям предлагалась для прослушивания сказка, из которой они выделяли изученный предлог.
Для упражнения детей в употреблении предлогов я использовала сказки:
Для активизации предлогов в речи детей в рамках проекта "Мир сказки" использовала следующие приемы:
• Пересказ сказки с использованием мнемотаблицы
• Рассказывание сказки с опорой на серии картинок
• Пересказ сказки с использованием опорных предметных картинок
• Пересказывание сказок с элементами драматизации
• Пересказ-инсценировка сказки
• Рассказывание сказок в театральной деятельности
• Творческие задания с изменением конца сказки
• Сочинение сказки с использованием данного предлога.
(гиперссылка 2)
С целью оптимизации коррекционного процесса по усвоению предлогов, для осуществления качественного обучения детей, роста мотивации в своей практике на фронтальных логопедических занятиях использую компьютерные презентации для знакомства с предлогом, для дифференциации предлогов в речи детей. На фронтальных и индивидуальных занятиях я использую интерактивные игры для автоматизации навыка употребления предлогов, для дифференциации предлогов в речи. На индивидуальных занятиях для повышения мотивации использую развивающую компьютерную программу "Конструктор картинок", который помогает создавать такие материалы, которые удобно и эффективно я использую в своей работе, в том числе и для усвоения пространственных предлогов.
На фронтальных и индивидуальных занятиях я использую интерактивные игры для автоматизации навыка употребления предлогов, для дифференциации предлогов в речи.
Направления коррекционной работы второго года обучения.
В подготовительной группе дети учатся понимать значение более сложных предлогов.
Задача этого этапа: автоматизация употребления пространственных предлогов и включение предложных конструкций в активную речевую практику детей.
В 1-ом периоде обучения дети закрепляют правильное употребление грамматических категорий - расширение значений предлогов ОТ, НАД, ИЗ, ПОД. Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов НА, У, В, ПОД, НАД, С, СО. Во 2-ом периоде обучения дети учатся самостоятельно использовать предлоги для обозначения совместности действия, пространственного расположения предметов, употреблять в речи сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД. Составлять предложения с предлогами НА, ПОД, НАД, К, У, ОТ, С, СО, ИЗ В, ПО, ЗА, ПЕРЕД.
В 3-ем периоде обучения дети продолжают практическое усвоение в речи предлогов НАД, МЕЖДУ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ЧЕРЕЗ выражающих пространственное расположение предметов.
На этом этапе я использую следующие приемы:
• Заучивание короткого текста с предлогами.
• Составление предложений по демонстрируемым действиям с использованием пространственных предлогов.
• Составление рассказа по демонстрируемым действиям с подключением творческого мышления, распространяя предложения с помощью определений.
• Описание, рассказ по картинке.
• Составление рассказа по серии картинок.
• Выделение предлогов в тексте.
• Последовательный пересказ текста по цепочке.
(гиперссылка 3 Планирование)
(слайд 12)
Предметно-развивающая среда является необходимым условием формирования деятельности ребенка с общим недоразвитием речи, а также главным социальным условием становления речи.
Создавая коррекционно-развивающую среду с учетом углубленной работы по развитию навыка употребления предлогов в речи выделили разнообразные микросферы и уголки, пересмотрели и обновили учебно-игровой материал:
- подобрала игры с диалогами, короткие рассказы с иллюстрациями; - приготовила дидактические игры для составления высказываний с предлогами; - приготовила дидактические игры с использованием маркера игрового пространства; - приготовила карточки символы предлогов; - пополнила театральный уголок новыми сказками кукольного театра; - создала компьютерные интерактивные игры на разные пространственные предлоги.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей.
Использовала различные формы работы с семьей. Формы работы с семьей- это и родительские собрания, проведение индивидуальных и групповых консультаций, ведение дневника выходного дня, показ открытых логопедических занятий. Привлекла родителей к участию в проекте "Мир сказки". Предложила различные творческие задания на основе лексического материала сказок с использованием предлогов, например:
"Помоги Колобку, чтобы лиса его не съела" (ребенок вместе с родителями сочиняет свою версию конца сказки)
Сочините осеннюю сказку (использование в сказке предлогов НА, ПОД) и т. д. Привлекаю родителей к изготовлению наглядных пособий.
Сравнительная диагностика результатов работы над развитием навыка употребления пространственных предлогов в речи.
Сравнив диаграммы результатов обучения детей пространственным предлогам видим, что все детей успешно справились с заданиями по ориентировке в пространстве. У них сформированы оптико-пространственные представления. Достаточно хорошо справляются с заданиями на ориентацию в двухмерном пространстве 9 человек. Диагностика показала, что к концу обучения все дети понимают и употребляют в речи простые и хорошо отработанные пространственные предлоги, допускают гораздо меньше ошибок в употреблении правильной падежной формы в соответствии с нужным предлогом. Из сравнительного графика первичного диагностического обследования и контрольного видна динамика роста правильности употребления предлогов в речи детей. Результаты контрольной диагностики значительно превышают показатели первичного диагностического обследования.
На основании диагностического обследования можно сделать выводы, что в процессе коррекционно-логопедической работы на базе разнообразного материала, игровых приемов, упражнений, в процессе проектной деятельности, в результате использования ИКТ у детей сформировался навык употребления предлогов в активной речи. Осознанное употребление предложных конструкций помогло выработать у детей языковое чутье и явление переноса, уточнить пространственные представления, понимать сложные грамматические конструкции предложений, а значит, подготовить ребенка к обучению в школе. Следовательно выбранные методы и приемы были эффективными.