Светлана Александровна Воронова
Формирование у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития мотивации к сотрудничеству со взрослым
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие положительной мотивации к взаимодействию с педагогом – основополагающий этап коррекционной работы, который необходим для включения детей с ТМНР в разнообразные виды деятельности. Характерной особенностью названной категории детей является эмоциональная пассивность. Такие дети как правило, не игнорируют контактов с педагогами, но самостоятельно предъявить те или иные способы коммуникации не могут, поэтому формирование положительной мотивации к взаимодействию предполагает специальную организацию сотрудничества педагога с ребенком в ходе содержательной деятельности. Названное направление особенно важно при воспитании детей младшего возраста, так как некоторые из них характеризуются следующими особенностями:
Публикация «Формирование у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития мотивации к сотрудничеству со взрослым» размещена в разделах
• отсутствие самостоятельной инициативы к общению. При общении ведут себя неадекватно: бросают игрушки, стремятся на руки к взрослому, не реагируют на предлагаемые предметы, обращения, действия;
• отсутствует понимание речи, или оно ограничено содержанием императивных инструкций, для выполнения которых необходимы не только словесные обращения, но и жесты, показы образцов действий («Сядь», «Подойди», «Возьми» и т. д.);
• отсутствие речи или она представлена в виде эхолалий, лепета, звукокомплексов, единичных слов, чаще – стереотипных, «внеситуативных». С учетом названных особенностей педагог внимательно наблюдает за эмоциональными реакциями ребенка, старается привлечь его внимание к себе, к игрушкам, к действиям с игровыми предметами. В качестве последних рекомендуется использовать световые, музыкальные, механические (передвигающиеся) игрушки. Действия педагога и ребенка обязательно должны быть совместными, так, чтобы включая и выключая звук, движение, свет и др. у ребенка появился устойчивый эмоциональный отклик, который «проигрывается» с ним многократно, до тех пор, пока со временем не накопится «фонд» эмоционально значимых для детей игр и действий. Примеры индивидуальных занятий по развитию у ребенка мотивации к сотрудничеству со взрослым :
Игра «Кати – бросай»
Цель: научить ребенка взаимодействовать со взрослым (педагогом). Оборудование: мыльные пузыри, мяч, цветные шары (на выбор, соответственно количеству и последовательности занятий).
На первом занятии педагог предлагает ребенку покатать мяч. (Попытки бросить мяч отклоняются). Действия с мячом сопровождаются комментариями, жестами: «Я качу тебе мяч», «Кати мяч», «Укатился мяч» и т. д. На следующем занятии катание мяча заменяется бросками. Действия ребенка сопровождаются поощрительными и побудительными словами: «Бросай», «Бросай мяч в корзину», «Молодец», «Еще бросай», «Очень хорошо» и др. На следующих занятиях педагог просит ребенка найти мяч среди других игрушек: «Где наш мяч?» В игре чередуются катание и бросание мяча друг другу. На следующих занятиях появляются надувные шары, мячи разного размера, соответственно меняется содержание речевого сопровождения («Кати (бросай) большой (маленький) мяч», «Возьми шарик», «Бросай шарик верх» и т. д.).
Игра «Преодолеваем препятствия»
Цель: обучение последовательности действий.
Оборудование: препятствия из мягких модулей и деталей детского спортивного комплекса. В игру могут быть включены «ворота», надувное бревно для перешагивания, невысокая шведская стенка (или лесенка, которая ведет на горку, качели.
Ход игры: педагог вместе с ребенком сооружает полосу препятствий. Вначале игры преодоление препятствий совершается совместно, далее – педагог обучает действиям с каждым модулем, в конце занятия усилия ребенка поощряются качанием на качелях, на лошадках-качелях и т. д.
Содержание игр, ход занятий, их количество и последовательность определяются индивидуальными возможностями ребенка, очень важно не допускать пресыщения игрой, снижения активности и интереса. В качестве возможных оценочных критериев к указанному направлению работы могут стать:
• положительная эмоциональная откликаемость ребенка на контекст совершаемых действий;
• принятие предлагаемой педагогом деятельности;
• эмоциональная расположенность ребенка к педагогу (эмпатия).