Елена Денисова
Формирование у детей навыков самообслуживания
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей навыков самообслуживания
Самообслуживание играет важную роль в развитии ребенка, потому что воспитывает в нем самостоятельность и независимость. Навыки самообслуживания детям необходимы первоначально для удовлетворения своих личных повседневных потребностей.
В возрасте 5-7 лет у ребенка должны быть сформированы определенные навыки самообслуживания, самоорганизации и личной гигиены :
Публикация «Формирование у детей навыков самообслуживания» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
1. Способность правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, принимать пищу аккуратно, молча, не отвлекаясь на окружающую обстановку и посторонние действия и сохраняя правильную осанку за столом, культурное поведение, убирать за собой посуду после еды.
2. Умение самостоятельно раздеваться и одеваться: снимать и надевать обувь, завязывать и развязывать шнурки на обуви, аккуратно застегивать «молнию», надевать и снимать одежду (колготки, шорты, брюки, куртку, пальто, шапку, варежки).
3. Выработать гигиеническую привычку мыть руки и лицо, вытирать их насухо полотенцем, правильно пользоваться мылом, зубной щеткой, расческой перед зеркалом, пользоваться носовым платком по мере необходимости.
4. Умение пользоваться туалетом;
5. Умение наводить и поддерживать порядок в своей комнате, приводить в порядок свои вещи (складывать одежду, вешать её на вешалку, в шкаф, комод, соблюдать порядок в своём шкафу, полках, письменном столе, содержать обувь в чистоте, держать порядок в игрушках, книгах.
Рекомендации родителям:
- Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с демонстрации на любимых игрушках ребенка, медленно переходя к обучению ребенка.
- Ребенок должен уяснить определенные действия и их последовательность.
Например:
Каждое утро умываем лицо, руки, чистим зубы. Перед едой, после прогулки, после туалета моем руки с мылом, насухо вытираем. После еды умываемся или используем салфетку. Перед сном моемся целиком, умываемся с мылом, моем уши, чистим зубы. И т. д.
- В процессе обучения четко и доступно объясняем ребенку, что мы от него хотим, важно, чтобы ребенок смотрел в глаза и слышал. При необходимости покажите ребенку это действие сами, неторопливо, четко и последовательно.
- После объяснения и демонстрации, возьмите своими руками руки ребенка и проделайте вместе с ним нужное действие.
- Во время самостоятельного выполнения действия ребенком, поправляйте его корректно, поддерживайте его, спокойно говорите о том, что необходимо сделать именно сейчас («Давай есть медленно», «Говори, пожалуйста, тише»)
- Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребенка, типа нервной системы, от скорости запоминания, семейного отношения к чистоте и опрятности.
- В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия (удобная одежда, обувь, оборудование).
Например: в шкафах необходимо выделять для ребенка нижние полки для удобства, отдавать предпочтение одежде без лишних застежек и легких в одевании, это касается и обуви.
- Будьте терпеливы, не делайте за ребенка то, с чем он может справиться сам. К вечеру дети устают и их действия становятся медленными.
- Важно при формировании любого навыка, обучать детей определенным действиям, при этом делать эти действия, неоднократно повторяя.
Например, одевание штанишек может выглядеть так:
- сядь на стульчик;
- возьми штанишки обеими руками за поясок;
- подними ножку и вдень ее в одну штанину;
- поставь ножку на пол;
- подними вторую ножку и вдень ее в другую штанину;
- встань и подтяни штанишки обеими руками.
- Главное условие при формировании навыков самообслуживания – это постоянное подбадривание и поощрение. Не забывайте давать положительную оценку действиям ребенка – они дают ребенку чувство радости и подкрепляют его уверенность в том, что он может, и умет сам что-то делать. Но важно и не перехваливать ребенка. Хвалите ребенка за правильно выполненное дело. Используйте различные способы сказать ребенку, что у него все получается: «Очень хорошо», «Молодец!» и т. п.
- При формировании навыков самообслуживания у детей развивается самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения.
Воспитание навыков самообслуживания у детей – это длительный процесс, требующий от взрослых, в первую очередь, терпения.