Оксана Перминова-Дорошенко
Формирование творческой личности с помощью нетрадиционных форм работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок»
В. Сухомлинский
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики. Решение ее должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Современная педагогика едва ли не на первый план выдвигает эмоциональное развитие личности ребенка, воспитание его творческого восприятия окружающей действительности.
Публикация «Формирование творческой личности с помощью нетрадиционных форм работы в ДОУ» размещена в разделах
Эмоциональная насыщенность развития - это духовный заряд детского творчества. Стремясь развивать у детей эстетическое отношение к миру, ставя перед ними полноценные задачи, мы отнюдь не завышаем их возможности, а способствуем развитию творческого потенциала.
В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. Ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем.
Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий творческой деятельностью так важно. Здесь каждый ребенок наиболее полно может проявить себя, реализовать свою активность без какого бы то ни было давления со стороны взрослых.
Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знаний о том, что представляет собой детское творчество. Знание специфики детского творчества заключается в умении тонко, тактично поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению ими необходимыми навыками и умениями.
Ученые, педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная ценность значительна для детей. Изобразительная деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Но усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Именно взрослый является носителем этого опыта и его передатчиком. Усваивая это опыт, ребенок развивается. Вместе с тем и сама изобразительная деятельность способствует разностороннему развитию ребенка. По мнению JI.C. Выготского творческая деятельность - это своеобразное сочетание, комбинация воображения и действительности, эта деятельность находится в прямой зависимости от прежнего опыта человека, соответственно из этого опыта получается материал, из которого создается фантазия. Чем богаче опыт человека, тем больше возможностей воображения, поэтому необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. [2,87].
Мне представляется очень важным сформировать у детей художественно- образное ассоциативное мышление и умение видеть окружающий мир глазами художника. А что такое творческое восприятие? Художник смотрит на мир глазами ребенка, как бы впервые, и поэтому обыкновенные вещи может увидеть с другой стороны, которую люди и не видят. Необходимо развивать у ребенка видение, не засоренное никакими стереотипами. Не должно быть схем, и тогда нам легче будет воспринимать творческую личность. Необходимо четко осознавать ближние и дальние цели, их место во всем процессе воспитания.
В концепции говорится о необходимости развития у детей чувства прекрасного, формирования эстетического вкуса, желания выражать себя, а дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только для особо одаренных, но и почти для всех детей, т. к. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы, незаметно для него, развиваем его творчество, его личность. Но здесь необходимо быть чутким и осторожным. Ведь волнуя и радуя, оно (искусство) раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляя их пристальней всматриваться в окружающий мир, побуждает их к сопереживанию, к осуждению зла.
А. А. Волкова, характеризуя творческую деятельность детей, писала: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы знаем,что в творческой деятельности взрослого принимают участие ум, характер, чувства; эти же стороны мы должны воспитать у ребенка для того, что бы обогатить его представлениями, знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей и научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными и это поможет ярче воспроизводить видимый ими мир». [4, 7- 8].
Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок - это значит сделать его лучше, чище, содержательнее, т. к. впечатления раннего детства настолько сильны, что остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. И одной из основных задач совершенствования - гуманизация воспитательной работы с детьми, направленная на развитие личности ребенка.
При правильном воспитании и обучении ребенок не задерживается слишком долго на старом и переходит к новому. Руководство заключается в умелом переводе ребенка на более высокие ступени развития. Необходимо знать пути, которыми следует вести ребенка к намеченной цели без лишнего напряжения его умственных и физических сил. Смысл и значение творчества в том, что оно позволяет ребенку преодолевать тот период в развитии, который дает новое и остающееся на всю жизнь направление, а так же в том, что оно углубляет и расширяет эмоциональную жизнь ребенка. Оно позволяет ребенку, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладеть человеческой мыслью, человеческими чувствами, человеческим внутренним миром, овладеть тем языком, который помогает выразить мысли, чувства, свое отношение к действительности.
Исходя из опыта, я могу отметить, что все виды художественной деятельности - это есть восприятие произведений искусства, первые их оценки, попытки исполнять и импровизировать - это главное, что возникает в дошкольном возрасте. И дело педагогов создавать все условия для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной практики. Генетической основой творчества является детская игра. Об этом говорит П. Блонский (1961 год., который считает, что все виды игр являются, по существу, искусством ребенка. Таким образом, то, что мы называем игрой, есть, в сущности, искусство ребенка. П. Блонский прав: в играх проявляется творческая способность ребенка; он прав и в том, что игровая форма деятельности способствует успешному формированию творческой личности; Верно и то, что чем разнообразнее и богаче детская жизнь, тем больше впечатлений она заключает, тем шире диапазон содержания, из которого ребенок может черпать образы для разной творческой деятельности, а это, в свою очередь, способствует развитию воображения, без которого не может быть развития личности.
И в заключении, хочу сделать вывод о том, стоит ли все же тратить силы, энергию, что бы научить детей видеть и понимать прекрасное?. Да, стоит. Т. к. первые впечатления и чувства всегда сильнее, и без сомнения, оставляют неизгладимый след в душе маленького человека. Поэтому необходимо проводить работу в системе - тогда она не окажется напрасной.
Маленьких детей можно сравнить с «огоньками» и эти «огоньки» надо зажечь. Тогда будут «гореть» эти маячки, которые укажут верный путь к возрождению и сбережению культуры. У каждого человека есть самые запоминающееся моменты из далекой поры прекрасного детства, и наша задача, задача педагогов и родителей, сделать все возможное для того, что бы этих моментов было больше, и что бы они сохранились на долгие-долгие годы.
Список литературы:
1. Ветлугина Н. А. «Художественное творчество и ребенок», Москва, 1972 г;
2. Выготский А. С. «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, 1991 год. ;
3. Компанцева J1.B., Чекунова Е. А., Динько М. В. «Развитие творчества у дошкольников в изобразительной деятельности», Ростов-на-Дону, 1990 г. ;
4. Макарова Е. Т. «В начале было детство»